Выбор оптимального метода нормирования труда.

Величина норм труда зависит от характера и содержания трудового процесса. характера труда рабочего, типа производства, формы организации труда и других факторов, которые учитываются при определении норм.

под методом нормирования понимается совокупность приемов установления норм. включающих анализ трудового процесса, проектирование рациональной организации труда и расчет норм труда. Выбор метода определяется характером нормируемых работ и условиями их выполнения.

В практике нормирования труда применяются два метода нормирования затрат рабочего времени как показано на рисунке 3.1: Аналитический и опытно – статистический методы.

Рисунок 9.Характеристики методов нормирования труда

Опытно-статистический (суммарный) метод нормирования труда основан на использовании данных оперативного и статистического учета фактических затрат рабочего времени и опыта инженера по нормированию.

При использовании этого метода нормы труда устанавливаются следующими способами: сравнение работ, подлежащих нормированию, с аналогичными работами, выполнявшимися ранее; на основе опыта инженера по нормированию с использованием справочников и данных оперативной отчетности; путем суммарных наблюдений за использованием затрат рабочего времени.

При таком способе нормирования не выявляют резервы роста производительности труда, не разрабатываются мероприятия по совершенствованию организационно-технических условий труда на данном рабочем месте. Поэтому нормы, установленные таким способом, не могут способствовать росту производства.

Суммарный опытно - статистический метод по мере развития практики нормирования труда постепенно вытесняется аналитическим методом, что значительно улучшает состояние нормирования труда.

Аналитический метод является основным методом труда, позволяющим установить обоснованные нормы на основе анализа производственных возможностей преимущества этого метода даны в таблице 3.1.

Аналитический метод имеет две разновидности: дифференцированный и укрупненный. При дифференцированном методе изучается содержание трудовой операции, подлежащей нормированию, производится расчленение операций на элементы, анализируются факторы, определяющие продолжительность каждого элемента трудовой операции, проектируется новый состав операции, определяются нормы труда на каждый элемент операции и на всю операцию в целом. расчет норм на трудовые операции при дифференцированном методе выполняются двумя способами: аналитически - исследовательским и аналитически-расчетным.

При аналитически - исследовательском способе расчета норм труда определяется на основе исследований затрат рабочего времени, необходимых для выполнения трудовой операции, путем проведения фотохронометражных наблюдений. Для исследования затрат рабочего времени необходимо:

Таблица 3.1

Сравнительная характеристика методов нормирования труда

Преимущества

Недостатки

Аналитический

1. Устанавливает научно - обоснованные нормы.

2. Способствует выявлению резервов роста производительности труда.

3. Выявляет организационно - технические недостатки на рабочих местах.

а) потери рабочего времени

б) организации труда и рабочего места.

4. На основе выявленных недостатков разрабатываются мероприятия по совершенствованию организационно-технических условий т.е проводится проектирование организации труда для повышения производительности труда.

Большие трудозатраты, (требуется много времени на исследования и разработку нормативных материалов)

опытно - статистический

Низкие трудозатраты по разработке норм

1. Не устанавливает научно - обоснованные нормы.

2. Не выявляет резервы роста производительности труда.

3. Не выявляет организационно технические недостатки на рабочих местах.

а) потери рабочего времени

б) организации труда и рабочего места.

4. Не разрабатываются мероприятияпо совершенствованию организационно-технических условий.

5. Не анализируется состояние организации труда и рационального использования техники.

Перейти на страницу: 1 2 3


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.