Особенности развития страхового рынка Украины

В Украине вплоть до 1988 года существовала государственная монополия в сфере страхования, которую представляла система Госстраха. Деятельность последнего регулировалась и контролировалась страной полностью. Госстрах был придатком к бюджетной системе: все страховые премии перечислялись в бюджет, из которого осуществлялись и страховые компенсации. Расходы страховых организаций так же выплачивались бюджетом по принципу бюджетного финансирования без получения прибыли.

Зарождение и развитие страхового рынка в Украине тесно связано с переходом страны в начале 90-х годов к рыночной экономике. Для ее обслуживания возникла потребность в создании отвечающей рыночной системе инфраструктуры. Наряду с банками, биржами, торговыми корпорациям, инвестиционными компаниями и другими финансовыми учреждениями появились альтернативные Госстраху страховые коммерческие структуры. Начиная 1988 года на страховом рынке Украины, возникли первые кооперативы, а с 1990 года – первые страховые компании, количество которых интенсивно увеличивалось. Только за 1990-93 годы их количество выросло от 35 до 455 структур.

Большинство страховых компаний на начальном периоде функционировало согласно принципу финансовых пирамид, а условия внутреннего экономического рынка способствовали расширению теневой экономики. В 1995 году начался процесс банкротства и ликвидации многих страховых компаний. Наибольшее количество официально действующих компаний составляло 798, но в 1994-95 годах были отозваны лицензии, на право заниматься страховой деятельностью у 280 организаций, а в 1996 году лицензий лишились еще 150 компаний. Это было вызвано потребностью усиления надежности страховой защиты рыночных субъектов хозяйствования и ликвидацией проявления мошенничества в страховом бизнесе.

Новый этап развития страхового рынка в Украине начался после принятия в 1996 году Закона «О страховании», согласно с которым в стране начался процесс упорядочивания, регламентации и государственного надзора за страховой деятельностью. Законодательно были выделены вот такие положения: общие положения страхования; объекты и субъекты страховых отношений; виды обязательного страхования; специфические признаки договора о страховании; порядок и условия выплаты страховых платежей и страховых компенсаций; условия обеспечения платежеспособности страховщиков; порядок формирования страховых резервов; компетенции и функции Комитета по делам надзора за страховой деятельностью (Укрстрахнагляд); условия лицензирования страховых компаний.

Согласно Указу Президента Украины от 15 декабря 1999 года № 1573 «Про зміни в структурі центральних органів виконавчої влади» Укрстрахнагляд был ликвидирован, а его функции переданы Министерству финансов Украины.

По состоянию на начало 2000 года на страховом рынке Украины функционирует 268 страховых компаний. Тем не менее, их действенность неодинаковая: успешно функционируют только 50 компаний. На эти компании выпадает 82,8% собранных премий, 95,4% страховых выплат, 69,9% уставного капитала и 83,4% резервных средств.

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.