Деятельность Национального Банка Республики Беларусь на современном этапе

С 4 марта 2004 года Национальный Банк РБ приостановил действие лицензий на привлечение во вклады средств физических лиц целого ряда коммерческих банков. «Под раздачу» угодили «Белорусский народный банк», «Белорусский индустриальный банк», «Поиск», «РРБ-Банк» и «Абсолютбанк».

Чем вызван такой демарш главного банка страны и каких от него следует ожидать последствий?

Национальный банк поставил задачу сократить риски для вкладчиков – физических лиц, – чтобы приемом вкладов занимались лишь те банки, у которых собственный капитал достигает 10 миллионов ЭКЮ. И те банки, которые не имеют такого капитала, как раз и ограничены в полномочиях. Они заранее предупреждались о возможности таких мер. Я считаю, что в реальных условиях Беларуси это способствует защите вкладов граждан. Видимо, Нацбанк поступает правильно. Ведь у нас власть только в двух банках – «Беларусбанке» и «Агропромбанке» – стопроцентно гарантирует сохранность вкладов в случае банкротства. Во всех остальных банках по рублевым вкладам такой гарантии нет – только возврат до 1000 долларов в эквиваленте.

Хотя, безусловно, есть и другие пути решения этой проблемы. Цель, конечно, поставлена благородная, но можно было бы, скажем, создавать специальные межбанковские ассоциации, гарантирующие в совокупности сохранность вкладов и выплату денег вкладчикам. Можно было предпринять и иные шаги. Но это потребовало бы серьезного реформирования банковского сектора. Однако выбран более простой путь.

Сейчас во многих банках прием вкладов ограничен размером собственного капитала. Например, если он составляет 2 млн. ЭКЮ, то можно брать от граждан не более этой суммы[13, c.21]. Это связано с последними банкротствами – банка «Белбалтия» и других. В нынешней ситуации, когда национальная валюта неустойчива и к банкам существует недоверие, надзор со стороны Нацбанка пока слабоват. И то, что главный банк страны пытается хоть как-то предохранить вкладчиков от возможных потерь их сбережений, никак нельзя осуждать.

Что из этого всего следует? Банки как бы понуждаются к увеличению собственного капитала, к объединению между собой. Иначе вкладчики, скорее всего, начнут изымать из них свои ресурсы и понесут их в другие, более богатые банки. Думаю, ограниченные в полномочиях по приему вкладов банки от этого не обанкротятся – ведь деньги у них никто не изымает.

Глава Нацбанка Беларуси Петр Прокопович пообещал "неуклонное ужесточение денежно-кредитной политики", что укладывается и в русло соглашений с российским Центральным банком, который настаивает на более жесткой денежной политике. Прокопович не назвал конкретные меры, которые Нацбанк намерен использовать.

Глава Центробанка Сергей Игнатьев на встрече с Прокоповичем в Минске сказал, что выделение стабилизационного кредита Центробанка будет зависеть от изменения финансовой политики Нацбанка.

Нацбанк согласился на корректировку некоторых денежных параметров, не затрагивая основ заявленной на год политики.

Кредит Центробанка предусмотрен в объеме 4,5 миллиарда российских рублей на переходный период Беларуси на российский рубль с января 2005 года и на «союзный» рубль с 2008 года [4, c.18] .

Нацбанк не называет темпы прироста денежной массы. Правительственные эксперты констатировали в мае, что темпы расширения денежной базы в весенние месяцы были выше прогноза.

Однако Нацбанк говорит, что дополнительные ресурсы идут на пополнение валютных резервов Нацбанка и не являются инфляционными, и кроме того, объем денежной эмиссии из года в год снижается, хотя и превышает прогнозные лимиты.

По мнению Прокоповича, ситуация в банковской системе страны не вызывает настороженности. Хотя банкиры говорят, что финансовое ослабление предприятий ударило и по банковской системе.

"Ситуация достаточно стабильна, и если говорить о "плохих кредитах", то их доля снижается и уже у 13 банков из 25 действующих она составляет менее 5%", - сказал Прокопович.

На начало года в среднем по банковской системе процент просроченных кредитов составлял около 17 процентов [4, c.20].


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.