Денежная насыщенность экономики. спрос и предложение денег.
С 1992 г. ЦБРФ были введены понятия денежных агрегатов. Денежные агрегаты: 1) М0 – наличные деньги (Развитые страны не используют ); 2) М1 = М0 + средства на счетах до востребования + вклады населения на счетах до востребования в Сбербанке + вклады населения и депозиты юридических лиц в коммерческих банках; 3) М2 = М1 + срочные вклады в Сбербанке; 4) М2х = М2 + валютные вклады; 5) М3 = М2 + депозитные сертификаты и ценные бумаги. Для оценки достаточности денежной массы используют сопоставление этих пказателей в России и в развитых странах.В целом по стране удельный вес М0 в общем объеме денежной массы = 35%, в то время как на региональном уровне = 60-70%. Причинами этого выступают: привычки населения, недоверие к кредитным организациям; высокий процент населения с низким уровнем дохода; применение наличных денег в теневой экономике.
Степень насыщенности экономики деньгами стала оцениваться с помощью коэффициента монетизации (отношение М2 к ВВП). За последние три года монетизация выросла почти на треть - с 16,1% в 1999 г. до 21% ВВП в 2002 г. Однако монетизация российской экономики все еще намного ниже монетизации развитых (80 - 100% ВВП) и развивающихся (40 - 60% ВВП) экономик. При нынешних темпах роста (на 1 - 1,5% ВВП в год) уровня 40% ВВП монетизация нашей экономики достигнет лишь через 10 лет.
В 2003 г. ЦБ планирует увеличить предложение денег на 20 - 26% , что приведет к росту монетизации примерно на 1,7% ВВП. Наращивать монетизацию быстрее невозможно, т.к. рост денежной массы (т. е. суммарных обязательств финансовой системы перед экономикой) , если он не подкреплен ростом золотовалютных резервов, чреват кризисом национальной валюты. Реальные процессы в экономике влияют на монетизацию сильнее, чем политика денежных властей: мягкая денежная политика в 1992 - 1994 гг. привела к снижению монетизации, а жесткая после 1998 г. - к ее росту. Если экономика будет развиваться быстрее, то вырастет и спрос на деньги, а с ним - монетизация. Но если ЦБ будет проводить слишком мягкую денежную политику на фоне приостановки роста ВВП, то вырастет не монетизация, а лишь инфляция. Низкая монетизация чревата несколькими проблемами. Во-первых, она вынуждает правительство придерживаться жесткой бюджетной политики: покрытие даже низкого (до 3% ВВП) бюджетного дефицита за счет эмиссии мгновенно ускорило бы инфляцию. Во-вторых, низкое в долларовом выражении предложение денег делает страну уязвимой к движению капитала.
Насыщение экономики деньгами должно сопровождаться "нормализацией" структуры денежной массы - ростом банковских депозитов и снижением покупки наличных долларов. Для этого нужна банковская реформа, которая повысит доверие населения к банкам. В последнее время объем безналичных денег растет быстрее, чем наличных. Но этот процесс наталкивается на фундаментальное ограничение: пока доходы населения низки, наличные деньги останутся для него предпочтительной формой сбережений.
Денежно-кредитное регулирование направлено на достижение равновесия между денежным предложением и спросом на деньги. Уровень расхождения в темпах роста агрегата М2 и номинального ВВП за последние 2—3 года не имел постоянного характера, что говорит о снижении и неустойчивости эластичности М2 по ВВП и отражает нестабильность скорости обращения денег. Спрос на деньги в 2002 году формировался в основном на базе тенденций, сложившихся в 2000—2001 годах, а также под воздействием предполагаемых Правительством Российской Федерации мер бюджетной и структурной политики. С учетом анализа влияния указанных факторов и тенденций в соответствии с макроэкономическими целями и прогнозами спрос на деньги (по агрегату М2) в 2002 году, по оценке Банка России, возрастет на 22—28%. Банк России будет ориентироваться на расчетные параметры роста денежного агрегата М2, но при этом считает возможным выход за эти границы в силу существенной неопределенности в развитии экономической ситуации.
В 2002 году Банк России продолжит применение операционной процедуры денежно-кредитной политики, базирующейся на контроле за ростом денежного предложения. При этом регулирование ликвидности банковской системы будет осуществляться при активном использовании рыночных методов. Банк России будет учитывать как внутригодовые, так и внутримесячные изменения в спросе банковской системы на резервы, и при необходимости уровень ликвидности банковской системы будет оперативно корректироваться в случаях как недостатка, так и появления тенденции к накоплению свободных банковских резервов, что будет способствовать сглаживанию резких колебаний процентных ставок на денежном рынке и снятию давления на валютный рынок.