Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2005-2007 гг.

Таблица 4

Структура расходов на социальное обеспечение и здравоохранение в ряде западных стран и России [14]

Страна

Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП

Доля пенсий в ВВП

Доля расходов на здравоохранение в ВВП

Все страны

14,5

6,6

4,9

Европа

26,2

14,9

5,8

США

16,5

7,2

7,6

Венгрия

22,3

9,3

5,4

Польша

25,1

14,3

5,2

Чехия

18,8

8,1

6,8

Россия (2005 г.)

10,2

6,5

2,5

Удельный вес расходов на образование в России в 2007 г. составил 4,1%. Одновременно с этим в США они за последние годы расходы на образование составляли порядка 8%, а в Австралии, например, стабильно превышали 14% («Приложение 6»). Несмотря на значительные темпы роста расходов на образование о достаточности выделяемых сумм говорить пока не приходится.

Что касается расходов на социальную защиту, то в России за последние три года они составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9% ВВП. В странах ЕС они повсеместно выше 22%.

По подразделу «Социальное обслуживание населения» ассигнования федерального бюджета в 2007 г. составили 3,6 млрд. рублей (108,4% к уровню 2006 года). Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2007 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2006 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2007 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения».

Расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» выросли по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,6 раза. В 2007 г. предусматривалось их сокращение на 13,8% в реальном выражении и на 3,6 млрд. рублей в абсолютном выражении. Инвестиции в основном проходят по федеральной целевой программе «Жилище», в рамках которой реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». На указанные направления выделены бюджетные ассигнования в 2007 году в размере 26,3 млрд. рублей, что превышает уровень 2006 года на 32%.

Важнейшей особенностью бюджета 2007 года выступает существенное увеличение ресурсов на реализацию четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК»,

расходы на финансирование которых составят 230,9 млрд. рублей, что на 114,4 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше объемов 2006 года (табл.5)

Таблица 5

Финансирование приоритетных национальных проектов в социальной сфере

Националь-ные проекты

2006 г.

2007 г.

Намечено в декабре 2005г., млрд. руб.

Утверждено

Намечено в декабре 2005г., млрд. руб.

Утверждено

млрд. руб.

% к наме-

ченному

млрд. руб.

% к наме-

ченному

Образование

25,3

29,3

115,8

31,2

48,9

156,7

Здоровье

88,4

62,6

70,8

120,5

107,7

89,4

Жилье

35,4

37,2

105,1

46,2

50,78

110,0

Итого:

149,1

129,1

86,6

197,9

207,4

104,8

Перейти на страницу: 1 2 3


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.