Особенности бюджетного финансирования отраслей социальной сферы в 2005-2007 гг.
Таблица 4
Структура расходов на социальное обеспечение и здравоохранение в ряде западных стран и России [14]
Страна |
Доля общих расходов на социальное обеспечение в ВВП |
Доля пенсий в ВВП |
Доля расходов на здравоохранение в ВВП |
Все страны |
14,5 |
6,6 |
4,9 |
Европа |
26,2 |
14,9 |
5,8 |
США |
16,5 |
7,2 |
7,6 |
Венгрия |
22,3 |
9,3 |
5,4 |
Польша |
25,1 |
14,3 |
5,2 |
Чехия |
18,8 |
8,1 |
6,8 |
Россия (2005 г.) |
10,2 |
6,5 |
2,5 |
Удельный вес расходов на образование в России в 2007 г. составил 4,1%. Одновременно с этим в США они за последние годы расходы на образование составляли порядка 8%, а в Австралии, например, стабильно превышали 14% («Приложение 6»). Несмотря на значительные темпы роста расходов на образование о достаточности выделяемых сумм говорить пока не приходится.
Что касается расходов на социальную защиту, то в России за последние три года они составляли примерно 25% совокупных правительственных расходов и чуть больше 9% ВВП. В странах ЕС они повсеместно выше 22%.
По подразделу «Социальное обслуживание населения» ассигнования федерального бюджета в 2007 г. составили 3,6 млрд. рублей (108,4% к уровню 2006 года). Удельный вес расходов раздела «Социальная политика» в общих расходах федерального бюджета на 2007 г. составляет 3,86%, против 5,03% в 2006 г. Столь существенное сокращение объема расходов по данному разделу связано с тем, что средства на финансирование мероприятий в сфере занятости населения, в том числе расходы по их администрированию, с 2007 г. передаются на уровень субъектов Российской Федерации и отражаются по разделу «Межбюджетные отношения».
Расходы федерального бюджета по разделу «Жилищно-коммунальное хозяйство» выросли по сравнению с уточненными расходами на 2005 год в 3,6 раза. В 2007 г. предусматривалось их сокращение на 13,8% в реальном выражении и на 3,6 млрд. рублей в абсолютном выражении. Инвестиции в основном проходят по федеральной целевой программе «Жилище», в рамках которой реализуется приоритетный национальный проект «Доступное и комфортное жилье - гражданам России». На указанные направления выделены бюджетные ассигнования в 2007 году в размере 26,3 млрд. рублей, что превышает уровень 2006 года на 32%.
Важнейшей особенностью бюджета 2007 года выступает существенное увеличение ресурсов на реализацию четырех приоритетных национальных проектов: «Образование», «Здоровье», «Доступное и комфортное жилье – гражданам России» и «Развитие АПК»,
расходы на финансирование которых составят 230,9 млрд. рублей, что на 114,4 млрд. рублей, или почти в 2 раза больше объемов 2006 года (табл.5)
Таблица 5
Финансирование приоритетных национальных проектов в социальной сфере
Националь-ные проекты |
2006 г. |
2007 г. | ||||
Намечено в декабре 2005г., млрд. руб. |
Утверждено |
Намечено в декабре 2005г., млрд. руб. |
Утверждено | |||
млрд. руб. |
% к наме- ченному |
млрд. руб. |
% к наме- ченному | |||
Образование |
25,3 |
29,3 |
115,8 |
31,2 |
48,9 |
156,7 |
Здоровье |
88,4 |
62,6 |
70,8 |
120,5 |
107,7 |
89,4 |
Жилье |
35,4 |
37,2 |
105,1 |
46,2 |
50,78 |
110,0 |
Итого: |
149,1 |
129,1 |
86,6 |
197,9 |
207,4 |
104,8 |