Перспективы расходования средств федерального бюджета РФ в 2008-2010гг.
Накопленный еще с начала 90-х годов комплекс проблем, связанный с недофинансированием развития науки, экономики, социальной сферы страны, можно решить только с помощью системных, крупномасштабных государственных программ. Одним из стимулов, способствующих росту финансирования и улучшению ситуации, например, в социальной сфере, является реализация приоритетных национальных проектов. Именно от успешности их реализации зависит достижение целей государственной политики в сфере образования, здравоохранения и решения жилищной проблемы.
Несмотря на постоянные рассуждения правительства о том, что российская экономика сильно зависит от конъюнктуры сырьевых рынков, и о необходимости развивать наукоемкие производства, развитие фундаментальной науки приоритетом на сегодняшний день не является. Доля этого направления в расходах федерального бюджета постоянно снижается. Подобная же ситуация сложилась с расходами на поддержку сельского хозяйства, даже несмотря на реализацию национального проекта в этой области.
Оценивая общую ситуацию в области расходования бюджетных средств, нужно признать, что эффективность расходов бюджетов всех уровней остается недостаточной.
В целом, для рационализации государственных финансовых потоков необходимо проведение мероприятий по двум направлениям:
- изменение структуры государственных финансовых потоков, приведение ее в соответствие с приоритетами социально-экономического развития страны, сокращение затрат на общегосударственную деятельность и увеличение затрат на науку и социальные цели (на здравоохранение, культуру, образование, социальную защиту). Увеличение выплат населению в виде зарплаты, стипендий, пенсий, социальных пособий будет способствовать росту платежеспособного спроса населения, что является одним из основных внутренних факторов экономического роста;
- рационализация расходования бюджетных средств, повышение эффективности использования финансовых потоков в бюджетной сфере.
Реформы в сфере управления государственными расходами предусматривают дальнейшее внедрение методов бюджетирования, ориентированного на конечный результат, полноценное использование среднесрочных финансовых расчетов в бюджетный процесс. Необходимо также более строго контролировать целевое использование бюджетных средств.
Приложение 1
Расходы федерального бюджета в 2001-2004 гг.
Приложение 2
Расходы федерального бюджета РФ в 2006 гг.
Утверждено Федераль-ным законом "О Феде-ральном бюджете на 2006г. ", млрд. руб. |
Фактическое исполнение | |||
млрд. руб. |
в процентах | |||
к утверж-денному бюджету |
к ВВП | |||
Расходы |
4431,1 |
4284,8 |
96,7 |
16,0 |
из них: | ||||
на общегосударственные вопросы |
623,2 |
533,2 |
85,5 |
2,0 |
из них на обслуживание государственного и муниципального долга |
171,5 |
172,8 |
100,8 |
0,6 |
на национальную оборону |
686,1 |
681,8 |
99,4 |
2,6 |
на национальную безопасность и правоохранительную деятельность |
556,3 |
550,2 |
98,9 |
2,1 |
на национальную экономику |
358,6 |
345,0 |
96,2 |
1,3 |
из них расходы: | ||||
на топливо и энергетику |
8,1 |
7,5 |
92,7 |
0,0 |
на сельское хозяйство и рыболовство |
26,1 |
26,1 |
100,0 |
0,1 |
на транспорт |
136,2 |
132,2 |
97,1 |
0,5 |
на связь и информатику |
13,6 |
6,1 |
44,7 |
0,0 |
на прикладные научные экономики исследования в области национальной экономики |
45,6 |
45,4 |
99,5 |
0,2 |
на другие вопросы в области национальной экономики |
67,6 |
66,5 |
98,5 |
0,3 |
на социально-культурные мероприятия |
644,7 |
616,4 |
95,6 |
2,3 |
на межбюджетные трансферты |
1500,9 |
1498,9 |
99,9 |
5,6 |