Как осуществляется распределение доходов между бюджетами разных уровней? Что относится к собственным и регулируемым доходам?
Федеральные налоги и сборы вводятся в обязательном порядке и должны взиматься на всей территории Российской Федерации. Вместе с тем в отношении этих налогов определенные права предоставлены не только федеральным органам, но и субъектам Федерации. Это касается регулирующих налогов. Однако компетенция субъектов Федерации ограничивается рамками той доли ставки, которая приходится данному субъекту Федерации. Так, по налогу на прибыль с юридических лиц определена ставка до 30%, которая распределяется между федеральным и региональными бюджетами следующим образом: 11% — федеральный бюджет и не свыше 19% — бюджеты регионов. В пределах закрепленной за ними ставки субъекты Федерации вправе устанавливать дополнительные льготы и создавать свой режим налогообложения.
Большинство федеральных налогов и сборов являются регулирующими бюджетными доходами.
Порядок бюджетного регулирования может быть установлен непосредственно в налоговых законах, специальным законодательством и путем установления нормативных отчислений от регулирующих доходов по каждому субъекту Федерации при утверждении федерального бюджета. Кроме того, в соответствии с отдельными соглашениями между федеральным центром и регионами для некоторых субъектов Российской Федерации (например, Татарстан, Башкортостан) могут быть установлены иные правила организации межбюджетных отношений, в том числе специальные налоговые режимы.
Между федеральным и региональными бюджетами распределяются:
· налог на прибыль организаций;
· налог на добавленную стоимость;
· акцизы на отдельные виды товаров и отдельные виды минерального сырья;
· подоходный налог с физических лиц;
· платежи за пользование природными ресурсами;
· налоги, зачисляемые в дорожные фонды.
Региональные налоги и сборы обеспечивают региональные бюджеты (республики, края, области, АО) собственными источниками финансирования
своих расходов. Региональными налогами и сборами являются:
· налог на имущество организаций (регулирующий налог частично зачисляемый в местные бюджеты);
· налог на недвижимость;
· дорожный налог;
· транспортный налог;
· налог на игорный бизнес;
· региональные лицензионные сборы.
Региональные налоги и сборы устанавливаются законодательными органами субъектов РФ. Субъектам РФ предоставляя широкие полномочия в сфере установления конкретных элементов налогообложения: налоговых льгот, налоговых ставок, порядка и сроков уплаты. Кроме того, субъект РФ вправе устанавливать свои собственные формы отчетности по конкретным региональным налогам и сборам. Если субъект Федерации по какой-либо причине не реализует свои права, то, как правило применяются предельные ставки и льготы, установленные федеральным законодательством.
Местные налоги и сборы представляют собой обязательные платежи юридических и физических лиц, поступающие в местные бюджеты. Они являются методом мобилизации финансовых ресурсов местных органов управления и поступают в местные бюджеты и специальные фонды.
В развитых капиталистических государствах местные налоговые сборы получили широкое развитие, на их долю приходится 80% от всех поступлений в местные бюджеты. В Российской Федерации поступление местных налогов и сборов в доходную часть бюджетов городов и районов не одинаково и зависит от специфики территории, ее населенности и уровня развития. Для местных налогов и сборов колеблется от 0,7 до 17%, и они способны полностью покрыть финансовые потребности территорий. К местным налогам и сборам относятся: