Бюджетная система
Бюджетная система государства – это совокупность всех видов бюджетов (см. приложение 1).
Бюджетный кодекс РФ определяет бюджетную систему РФ как основанную на экономических отношениях и государственном устройстве РФ, регулируемую нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов РФ, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.
В унитарных государствах бюджетная система включает два звена: государственный бюджет и многочисленные местные бюджеты.
В федеративных государствах бюджетная система состоит из трех звеньев:
· Федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
· Бюджеты субъектов РФ и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
· Местные бюджеты.
В унитарных государствах доходы и расходы местных бюджетов не входят в государственный бюджет, а в федеративных государствах – не включаются в бюджеты членов федерации, доходы и расходы которых, в свою очередь, не входят в федеральный бюджет.
Взаимосвязь между отдельными звеньями, организацию и принципы построения бюджетной системы принято называть бюджетным устройством. Следовательно, бюджетное устройство – это организация взаимосвязи между звеньями бюджетной системы, основанная на правовых нормах.
В иерархически упорядоченной бюджетной системе России можно выделить следующие уровни:
а) Федеральный бюджет;
б) бюджеты субъектов Российской Федерации:
· республиканские бюджеты;
· бюджеты автономных областей;
· областные, краевые бюджеты;
· бюджеты городов Москвы и Санкт-Петербурга;
в) местные бюджеты:
· бюджеты городов областного подчинения;
· бюджеты районов;
· городские районные бюджеты;
· сельские и поселковые бюджеты.
Рассматривая проблему бюджетного устройства России, следует помнить, что принципы построения и механизмы функционирования нынешней бюджетной системы сложились еще в 30-е годы и полностью отвечали характеру и методам административно-командной системы управления народным хозяйством страны. Так, принципы единства и так называемого «демократического», а на самом деле «жесткого» централизма обусловили следующие характерные черты бюджетной системы:
· стягивание значительной доли финансовых ресурсов в центральный бюджет;
· деление всех доходных источников на закрепленные, передаваемые в ведение среднего и низового уровней государственной власти, и регулирующие, объемом которых распоряжался вышестоящий орган власти;
· широкие масштабы перераспределения финансовых ресурсов между звеньями бюджетной системы, предопределившие постепенное возрастание доли регулирующих доходов в территориальных бюджетах;
· субъективизм при решении вопросов об объеме средств, передаваемых конкретному нижестоящему бюджету;
· ориентированная на расходы методология формирования территориальных бюджетов, воспитывавшая у нижестоящих управленческих структур иждивенчество и твердую уверенность в том, что за все, в конечном счете, отвечает государство, его верховная власть;
· ежегодный пересмотр процентов отчислений от регулирующих доходов, дававший вышестоящему органу власти неограниченные возможности держать в зависимости нижестоящий орган власти, вынуждая его выпрашивать дополнительные отчисления от регулирующих доходов;
· множественность форм межбюджетного перераспределения финансовых ресурсов, позволявшая во всех случаях применять субъективный «индивидуальный» подход при решении вопроса о выделении финансовой помощи нижестоящему бюджету.