Расходы на здравоохранение и физическую культуру
С 1993 г. в соответствии с действующим законодательством в нашей стране происходит внедрение механизма медицинского страхования.
Медицинское страхование
является формой социальной защиты интересов населения в охране здоровья и представляет собой совокупность видов страхования, предусматривающих обязанности страховщика по осуществлению страховых выплат в размере частичной или полной компенсации дополнительных расходов застрахованного за медицинские услуги, включенные в программу медицинского страхования (гарантированный перечень медицинских услуг, предоставленных всем категориям населения и финансируемых за счет средств ОМС).
Цель медицинского страхования — гарантировать гражданам при возникновении страхового случая (заболевания) получение медицинской помощи за счет накопленных средств и финансировать профилактические мероприятия.
Закон РФ « О медицинском страховании граждан в Российской Федерации» от 28.06.91 №1499-1, предусматривает введение в России медицинского страхования граждан в двух формах: обязательной и добровольной.
Обязательное
является составной частью государственного социального страхования и обеспечивает всем гражданам РФ равные возможности в получении медицинской и лекарственной помощи, предоставленной за счет средств ОМС в объеме и на условиях, соответствующих программам ОМС.
Добровольное
— расширяет перечень обязательных программ дополнительными медицинскими услугам, действуя на коммерческих началах.
Основываясь на анализе практики финансирования и организации здравоохранения в зарубежных странах, условно можно выделить три модели хозяйственного механизма здравоохранения:
1. Преимущественно государственное бесплатное медицинское обслуживание (Англия, Дания, Ирландия)
2. Финансирование основного объема медицинской помощи частными страховыми компаниями (США)
3. Смешанный бюджетно-страховой характер (Франция, Германия, Италия) – за счет государства оплачиваются целевые программы, капитальные вложения и некоторые другие расходы, а финансирование основной медицинской помощи осуществляется через систему медицинского страхования.
В нашей стране с целью соединения положительных сторон государственной и частной медицины была выбрана бюджетно-страховая
модель
. Она одновременно сохраняет государственные гарантии населения в медицинском обслуживании и привлекает в здравоохранение дополнительные ресурсы.
Субъектами, которые выплачивают страховые взносы на обеспечение всех граждан медицинским страхованием (в системе ОМС), выступают работодатели (для работающих граждан) и местные органы исполнительной власти (для неработающих граждан).
Механизм обязательного медицинского страхования (ОМС) в России:
1. Плательщики перечисляют платежи на ОМС в фонды (федеральный-0,2% и территориальные – 3,4%) медицинского страхования.
2. Органы исполнительной власти перечисляют платежи на неработающих граждан
3. Территориальный фонд ежемесячно перечисляет на счета страховщиков ОМС средства для оплаты медицинских услуг с учетом среднедушевых нормативов и количества застрахованных. Страховщики производят оплату, проверяют обоснованность счетов за медицинскую помощь, контролируют объем, сроки и качество ее предоставления.
4. Оплата счетов-фактур медицинских учреждений производится ежемесячно в режиме «аванс-окончательный расчет». Окончательный расчет осуществляется в соответствии с фактически выполненными объемами медицинской помощи.
В дополнение к обязательной (государственной) системе медицинского страхования действует дополнительная система добровольного медицинского страхования
, организованная, как правило, на «смешанной», акционерной форме собственности. Функционирует она на коммерческих принципах, на которых построены страховые тарифы.
В соответствии с утвержденной номенклатурой учреждения здравоохранения подразделяются на:
· Лечебно-профилактические учреждения (больницы, диспансеры, поликлиники, санатории и т.д.)
· Учреждения профилактической медицины
· Аптечные учреждения
Затраты на содержание лечебно-профилактических учреждений занимают наибольшую долю в расходах на здравоохранение.
Медицинская помощь населению может осуществляться в стационарной и амбулаторно-поликлинической формах.
В основе расчета расходов на содержание стационара лежит показатель среднегодового количества коек.
В амбулаторно-поликлинических учреждениях основные показатели при планировании расходов: среднегодовое число врачебных должностей и число врачебных посещений