Проблемы и перспективы развития финансирования бюджетных учреждений
Финансовая деятельность государства в отношении учреждений бюджетной сферы сводится к предоставлению нужного объема финансовых ресурсов для осуществления социально значимых услуг и выполнения принятых обязательных программ. На этом перераспределительная функция государственных финансов в бюджетной сфере заканчивается. Далее каждое бюджетное учреждение, получив от главного распорядителя бюджетных ассигнований причитающуюся ему сумму, действует самостоятельно.
Самостоятельность бюджетных учреждений проявляется и в том, что изъять в бюджет финансовые ресурсы бюджетных учреждений как юридических лиц нельзя. В то же время настоящий этап экономического развития страны характеризуется централизацией государственных финансовых ресурсов и использованием их через лицевые счета Федерального казначейства. С 1 января 2000 года все средства бюджетных учреждений, в том числе и внебюджетные, проводят через единый счет Федерального казначейства. Движение как бюджетных, так и внебюджетных, денежных потоков осуществляется через лицевые счета в учреждениях Федерального казначейства без права «свободного» распоряжения заработанными средствами. Необходима четкая определенность в вопросе о том, можно ли считать дополнительные доходы, самостоятельно заработанные бюджетными учреждениями их собственными средствами, которыми они могут самостоятельно распоряжаться и перераспределять в пределах сметных назначений, или же их следует относить к бюджетным ресурсам.
Централизация государственных финансовых ресурсов в бюджете необходима. Однако излишняя централизация и регламентация внебюджетных источников лишает бюджетные учреждения инициативы в развитии и предоставлении населению необходимых объемов социальных услуг и заинтересованности в повышении качества обслуживания.
Переход бюджетных учреждений в рынок сделал возможным задействовать новые финансовые инструменты и методы, которые ранее не использовались. Изменился и механизм действия ранее используемых инструментов.
Такими новыми инструментами финансового механизма являются государственные минимальные социальные стандарты, лизинг, кредитование, налогообложение и пр. Зарождающиеся рыночные отношения в бюджетной сфере позволяют также использовать финансовый маркетинг, факторинг, франчайзинг и др. Особенно перспективным видится использование лизинговых отношений, которые пока в социально-культурной сфере отсутствуют.
Таким образом, бюджетные учреждения, функционируя в условиях рынка, имеют множество проблем. Однако теоретического осмысления требует вопрос о возможности использования рыночных финансовых методов и инструментов в этой сфере, которые взаимодействуя между собой могут дать возможность эффективно функционировать финансовому механизму бюджетных учреждений, способствовать их интеграции в современный рынок.
Заключение
Таким образом, в этой работе я рассмотрела расходы бюджетной системы России на социальные цели, остановилась на некоторых проблемах, связанных с этим вопросом.
Хочется еще раз отметить необходимость приоритетного финансирования социальной сферы. От этого зависит будущее нашего государства, качество жизни, уровень рождаемости и смертности, квалификация и количество трудовых ресурсов.
Провозгласить государство социальным – и сделать его таковым – две совершенно различные вещи. Однако необходимо стремиться к подтверждению этого определения нашего государства, зафиксированного в Конституции РФ.
Приложение 2: Распределение расходов федерального бюджета по разделам и подразделам функциональной классификации Федерального бюджета за 2001-2003 г., в тыс.рублей
Код раздела |
Название расхода |
Сумма ( в тыс.рублей) | ||
2001 |
2002 |
2003 | ||
1400 |
Образование |
48 803 232,6 |
80 088 334,7 |
97671999,7 |
1401 |
Дошкольное образование |
462 349,8 |
542 373,0 |
1 139 085,2 |
1402 |
Общее образование |
872 807,2 |
1 361 193,0 |
1 965 134,1 |
1403 |
Начальное профессиональное образование |
10 831 194,5 |
18 690 132,7 |
21 096 907,9 |
1404 |
Среднее профессиональное образование |
6 748 725,8 |
10 228 152,2 |
12 484 641,0 |
1405 |
Переподготовка и повышение квалификации |
692 075,0 |
1 111 503,8 |
1 370 720,9 |
1406 |
Высшее профессиональное образование |
28 599 091,0 |
43 477 076,1 |
54 809 144,5 |
1407 |
Прочие расходы в области образования |
596 989,3 |
4 677 903,9 |
4 806 366,1 |
1500 |
Культура, искусство и кинематография |
6 384 746,4 |
10 292 505,8 |
14 056 249,1 |
1501 |
Культура и искусство |
5 597 746,4 |
8 776 735,3 |
11 993 835,5 |
1502 |
Кинематография |
772 200,0 |
1 500 942,3 |
2 047 198,2 |
1503 |
Прочие мероприятия в области культуры и искусства |
14 800,0 |
14 828,2 |
15 215,4 |
1600 |
Средства массовой информации |
6 230 693,1 |
10 264 830,2 |
11 954 913,8 |
1601 |
Телевидение и радиовещание |
5 578 900,0 |
9 500 400,0 |
11 022 110,4 |
1602 |
Периодическая печать и издательства |
455 340,2 |
471 640,2 |
608 013,4 |
1603 |
Прочие средства массовой информации |
196 452,9 |
292 790,0 |
324 790,0 |
1700 |
Здравоохранение и физическая культура |
22 206 589,7 |
31 908 141,6 |
39 344 750,0 |
1701 |
Здравоохранение |
18 700 609,6 |
26 595 422,8 |
31 421 025,1 |
1702 |
Санитарно - эпидемиологический надзор |
2 653 180,1 |
4052312,7 |
5 463 024,9 |
1703 |
Физическая культура и спорт |
852 800,0 |
1 260 406,1 |
2 460 700,0 |
1800 |
Социальная политика |
107 780 997,3 |
430 350 521,5 |
150 685 36,0 |
1801 |
Учреждения социального обеспечения и службы занятости |
2 985 967,6 |
3 891 868,6 |
4 293 448,0 |
1802 |
Социальная помощь |
42 157 012,5 |
341 320 812,0 |
10 133 337,5 |
1804 |
Пенсии военнослужащим |
30 651 415,0 |
40 274 107,7 |
67 720 851,4 |
1805 |
Пенсии и пособия в правоохранительных органах |
14 108 900,0 |
20 262 260,7 |
40 027 461,8 |
1806 |
Прочие мероприятия в области социальной политики |
16 062 377,2 |
20 648 189,5 |
26 400 542,4 |
1808 |
Миграционная политика |
1 723 200,0 |
3 953 283,0 |
2 109 394,9 |