Косвенное налогообложение, его значение

Вся совокупность законодательно установленных налогов, сборов, пошлин и других платежей подразделяется (классифицируется) на группы по определенным критериям, признакам, особым свойствам.

Первая классификация налогов была построена на основе критерия перелагаемости налогов, который первоначально еще в XVII в. был привязан к доходам землевладельца (поземельный налог – это прямой налог, остальные – косвенные). Впоследствии А.Смит, исходя из факторов производства (земля, труд, капитал), дополнил доход землевладельца доходами с капитала и труда и соответственно двумя прямыми налогами – на предпринимательскую прибыль владельца капитала и на заработную плату наемного работника. Косвенные же налоги, считал А.Смит, - это те налоги, которые связаны с расходами и перелагаются таким образом на потребителя.

Классификация налогов на прямые и косвенные,

исходя из подоходно-расходного критерия, не утратила своего значения и используется для оценки степени переложения налогового бремени на потребителя товаров и услуг. (см.Приложение: таблица № 1)

Законом «Об основах налоговой системы в Российской Федерации» введена трехуровневая система налогообложения предприятий, организаций и физических лиц.

· Первый уровень – федеральные налоги России.

Они действуют на территории всей страны и регулируются общероссийским законодательством, формируют основу доходной части федерального бюджета и, поскольку это наиболее доходные источники, за счет них поддерживается финансовая стабильность бюджетов субъектов Федерации и местных бюджетов.

Как и в других странах, наиболее доходные источники сосредоточиваются в федеральном бюджете. К числу федеральных налогов относятся:

· Налог на добавленную стоимость;

· Налог на прибыль предприятий и организаций;

· Акцизы;

· Подоходный налог с физических лиц;

· Таможенные пошлины.

Перечисленные пять налогов создают основу финансовой базы государства»..

« В федеральном бюджете на 2000 г. налоговые поступления и их структура составили (в млн.руб. и процентах):

Таблица 1

Налоговые поступления

Млн.руб.

В процентах

Налоговые доходы, всего:

675 039,1

100

В том числе:

Налог на прибыль (доход) предприятий и организаций

63 448,5

9,4

Подоходный налог с физических лиц:

23 928,1

3,5

Налог на игорный бизнес:

210,0

0,03

НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ:

174 869,7

25,9

Из них:

Возмещение НДС, уплаченного поставщикам материальных ресурсов, использованных при производстве экспортной продукции:

67 400,0

НДС на товары, ввозимые на территорию РФ

102 617,8

15,2

Акцизы

В том числе:

На спирт этиловый из пищевого сырья, спирт питьевой, спиртосодержащие растворы

119 938,4

2 198,9

17,8

На водку и ликеро – водочные изделия:

15 752,0

На бензин автомобильный:

7 051,2

На природный газ:

75 821,3

На нефть (включая стабилизированный газовый конденсат):

15 097,5

На легковые автомобили:

185,9

На товары, ввозимые на территорию РФ:

3 831,6

Федеральные лицензионные и регистрационные сборы

533,7

0,08

Налог на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте:

1 549,9

0,2

Налоги на совокупный доход:

1 054,9

0,2

Налог на операции с ценными бумагами

300,0

0,04

Платежи за пользование природными ресурсами

В том числе:

Платежи за пользование недрами

11 112,2

5 350,0

1,65

Платежи за пользование лесным фондом

793,8

Плата за пользование водными объектами

681,4

Земельный налог

3 891,0

Плата за нормативные и сверхнормативные выбросы и сбросы вредных веществ, размещение отходов

349,0

Плата за право пользования объектами животного мира

47,0

Ввозные таможенные пошлины

87 488,0

13,0

Вывозные таможенные пошлины

84 495,2

12,5

Прочие налоги, пошлины и сборы

3 492,7

0,52

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.