Бюджетный кризис и государственный долг
Доходы бюджета
складываются преимущественно из налогов на физических и юридических лиц, внешнеторговых пошлин и других аналогичных источников, а также из выручки от приватизации государственных предприятий и дивидендов от находящихся в государственной собственности акций приватизированных предприятий (пока этот важнейший источник практически не используется).
Государственный бюджет - план денежных доходов и расходов государства. Консолидированный бюджет включает федеральный бюджет, внебюджетные фонды, местные бюджеты. Консолидированный бюджет субъекта Федерации включает бюджет субъекта РФ, местные бюджеты, трансферты из федерального бюджета, доли внебюджетных фондов, приходящиеся на данный субъект. Внебюджетные фонды - денежные средства государства, имеющие целевое назначение и не включенные в государственный бюджет (Дорожный фонд, Фонд социального страхования и другие). |
|
За годы реформ налоговые доходы государства резко сократились, что связано с сокращением налогооблагаемой базы из-за спада производства, с начатой в 1992 г. и не доведенной до конца налоговой реформой, низким внутренним спросом, уходом бизнеса в теневую экономику, массовыми уклонениями от уплаты налогов. Россия вот уже лет пять похожа на латиноамериканскую страну по структуре распределения доходов населения. На 20% россиян приходится 47% доходов. Причем эти 20% не платят налогов с трех четвертей своих доходов, чего как раз и не хватает для исполнения государством социальных обязательств.
Годовой прирост недоимок в бюджет (без внебюджетных фондов), % ВВП
Недоимки |
1992 г. |
1993 г. |
1994 г. |
1995 г. |
1996 г. |
1997 г. |
1998 г., первое полугодие |
В федеральный бюджет |
0,3 |
1,2 |
2,0 |
2,1 |
1,0 |
1,2 |
2,1 |
В консоли- дированный бюджет |
0,5 |
2,0 |
3,0 |
3,9 |
1,7 |
2,9 |
3,9 |
Доходная часть бюджета систематически падает, а расходы государства
сокращаются медленнее и недостаточно для того, чтобы установилось бюджетное равновесие. Кроме того, в условиях хронического недовыполнения бюджетных планов по доходам секвестирование расходов проводилось под давлением лоббирующих групп (АПК, ВПК, банковский и минерально-сырьевой сектор и др.). В результате сложилась крайне нерациональная структура расходов, которая не способна обеспечить ни экономический рост, ни поддержание достаточного уровня социально-политической стабильности в обществе.
Расходы консолидированного бюджета (включая внебюджетные фонды и за вычетом погашений) по направлениям, % ВВП
Расходы |
1992 |
1993 |
1994 |
1995 |
1996 |
1997 |
1998 | |
На органы государственной власти и управления |
0,6 |
0,9 |
1,1 |
0,7 |
0,8 |
1,1 |
1,1 | |
На оборону |
4,7 |
4,4 |
4,4 |
3,0 |
2,9 |
3,0 |
2,1 | |
На правоохранительные органы |
1,4 |
1,6 |
1,8 |
1,6 |
1,8 |
2,1 |
1,6 | |
На науку |
0,6 |
0,6 |
0,5 |
0,3 |
0,4 |
0,4 |
0,2 | |
На социальные и коммунальные услуги |
13,8 |
18,0 |
18,0 |
16,0 |
16,6 |
17,4 |
16,6 | |
на образование |
3,8 |
4,3 |
4,4 |
3,6 |
3,8 |
4,1 |
3,6 | |
на культуру, искусство, средства массовой информации |
0,6 |
0,6 |
0,7 |
0,6 |
0,5 |
0,6 |
0,4 | |
на здравоохранение и физкультуру |
2,6 |
3,3 |
3,1 |
2,5 |
2,6 |
4,1 |
3,8 | |
на социальное обеспечение |
6,8 |
9,7 |
9,7 |
9,3 |
9,7 |
8,7 |
8,7 | |
На государственные услуги, предоставляемые народному хозяйству |
20,9 |
12,7 |
10,9 |
9,7 |
9,0 |
9,4 |
7,4 |