История развития банковского дела
Результатом подобной реорганизации стало выхолащивание самого понятия кредитной системы (оно было заменено на понятие банковской системы) и сущности кредита. Банковская система была органически встроена в командно-административную модель управления, находилась в полном политическом и административном подчинении у правительства и прежде всего у министра финансов.
Вместо разветвленной кредитной системы остались три банка и система сберкасс. За рамки кредитной системы была вынесена система страхования. Такие преобразования отразили ликвидацию рыночных отношений в широком смысле слова и переход на административную систему управления.
Основными недостатками банковской системы, существовавшей до реформы 1987 г., были:
o отсутствие вексельного обращения;
o выполнение банками по существу роли второго госбюджета;
o списание долгов предприятий, особенно в сельском хозяйстве;
o операции по перекредитованию всех сфер хозяйства;
o потеря банковской специализации;
o монополизм, обусловленный отсутствием у предприятий альтернативных источников кредита;
o низкий уровень процентных ставок;
o слабый контроль банков (на базе кредита) за деятельностью различных сфер экономики;
o неконтролируемая эмиссия кредитных и банковских денег.
Реорганизация банковской системы в 1987 г. носила прежний административный характер. Монополию трех банков сменила монополия (точнее олигополия) нескольких. В новую банковскую систему вошли: Госбанк, Агропромбанк, Промстройбанк, Жилсоцбанк, Сбербанк, Внешэкономбанк. Из них были вновь созданы только Агропромбанк и Жилсоцбанк, остальные оказались лишь реорганизованными и переименованными прежними банками.
Реорганизация 1987 г. породила больше негативных, чем позитивных моментов: банки продолжали базироваться на прежней единой форме собственности – государственной; сохранился их монополизм, увеличилось лишь число монополистов; реформа проводилась в отсутствии новых экономических механизмов; не существовало выбора кредитного источника, поскольку сохранялось закрепление предприятий за банками; продолжалось распределение кредитных ресурсов между клиентами по вертикали; банки по-прежнему субсидировали предприятия и отрасли, скрывая низкую ликвидность; не были созданы денежный рынок и торговля кредитными ресурсами; произошло увеличение издержек на содержание банковского аппарата; возникла “банковская война” за разделение текущих и ссудных счетов; реорганизация не затронула деятельность страховых учреждений – важных кредитных источников.
Представляется, что единственными позитивными моментами реформы стали упорядочение безналичных расчетов и сужение специализации банковской деятельности.
Таким образом, реорганизация 1987 г. не приблизила структуру кредитной системы к потребностям нарождавшихся рыночных отношений, сохранив неэффективную одноуровневую систему. Возникла необходимость дальнейшей реформы кредитной системы и ее приближения к структуре западных стран.