Современное состояние бюджетной системы и политики Российской Федерации, проблемы ее реформирования

Основная часть государственныжх доходов и расходов проходит через государственный бюджет, включающий в себя бюджеты центрального правительства и местных властей. В зависимости от административно-территориального устройства той или иной страны (двуцхступенчатого — центральное правительство и местные органы власти или трехступенчатого, как в Российской Федерации, — центральное правительство; правительства республик, краев, областей; местные органы власти) бюджеты соответственно бывают центральными, республиканскими, краевыми, областными и так далее.

К бюджету тесно примыкают внебюджетные фонды — денежные средства государства, имеющие целевое назначение и невключенные в федеральный бюджет. Внебюджетные средства находятся в распоряжении центральных или местных органов власти и концентрируются в специальных фондах, каждый из которых предназначен для определенных нужд. Примером может быть пенсионный фонд РФ. Внебюджетные фонды создаются за счет специальных (целевых) налогов, займов, субсидий из бюджета.

Государственный бюджет — это годовой план государсвенных расходов и источников их финансового покрытия. Проект бюджета ежегодно обсуждается и принимается парламентом Российской Федерации. По завершении финансового года полномочные представители исполнительной власти отчитываются о своей деятельности по мобилизации доходов и осуществлению расходов в соответствии с принятом в предыдущем году законом о бюджете.

Сейчас структура российского бюджета в соответствии с федеральным законом “О составе и структуре бюджетной классификации Российской Федерации”, введенном в действие с 1 января 1995 года, выглядит следующим образом:

I Доходы бюджета

II Расходы бюджета

II.1 Функциональная структура расходов

II.2 Ведомственная структура расходов

II.3 Экономическая структура расходов

III Финансирование бюджета

IV Государственный долг

Планируется, что доходы и расходы бюджета по сравнению с прошедшим годом в 1995 составят соответственно (в трлн. рублей)[5]:

1994 год

1995 год

Утвержденный план

в %% к общей сумме расходов

в %% к ВВП (725)

Проект

в %% к общей сумме расходов

в %% к ВПП (925)

Доходы

124.5

64.0

17.2

134.3

65.1

14.5

Расходы

194.5

100.0

26.8

206.3

100.0

22.3

Дефицит бюджета

70.0

36.0

8.8

72.0

34.9

7.8

При этом доходные статьи бюджета включают:

Наименование доходов

План на 1994 в млрд. рублей

Ожидаемое поступление в 1994 году

Фактически поступило за I полугодие 1994

Проект на 1995

В процентах к ВВП

(проект на 1995)

Налоговые доходы (всего)

97225.0

56441.1

18680.2

103863.1

11.23

Из них:

Прямые налоги на прибыль, доход, прирост капитала

22040.0

15600.0

6373.3

25940.0

2.80

Налоги на товары и услуги

62414.0

32728.0

9769.1

56691.9

6.13

Налоги на имущество

258.3

360.6

99.5

635.0

0.07

Платежи за использование природных ресурсов

3551.9

866.4

220.4

2091.8

0.23

Налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции

8590.0

6454.1

2050.6

18070.9

1.95

Прочие налоги, сборы и пошлины

370.8

432.0

167.3

433.5

0.05

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.