Проблемы реструктуризации внешнего долга РФ.
И последнее, что хотелось бы отметить, если облигации пришли на смену скомпрометированным синдицированным кредитам банков, то не совсем понятно какой рыночный инструмент сможет заменить скомпрометированные еврооблигации.
Т.о. рассматривая плюсы и минусы реструктуризации евробондов, очевидна слабая предсказуемость результатов и самого хода переговоров по реструктуризации, тогда как платежи в размере 1,6 млрд. долл. Вполне посильное бремя.
Рис. 3.1. (Источник: расчеты “Эксперта” по данным компании UFG)
Уровень цен конца 1998г.=1
Что касается ГКО-ОФЗ, то дефолт по этим обязательствам одна из серьезных ошибок , проблему можно было бы решить с помощью кредитной эмиссии.
1.2. Пути реструктуризации долгов международным кредитным организациям .
В отношении МВФ соглашение по реструктуризации долга еще не найдено. Естественно не может быть и речи о его списании, так экономическая ситуация в России не настолько ужасна и у нее имеется достаточный золотовалютный резерв, а так же это не позволяет сделать и тенденция мировых цен на энергоносители.
А вот с Лондонским и Парижским клубами кредиторов дела обстоят гораздо лучше. В начале декабря были проведены переговоры с Германией в ходе которых были выработаны следующие способы реструктуризации госдолга.
Проблема госдолга перед Германией, который приняла на себя РФ, может быть решена “путем долевого участия германских предприятий в российских”, заявил федеральный канцлер Германии Герхард Шредер.
Долг России перед Парижским клубом стран-кредиторов по состоянию на 1 января 2001г. составляет 48,4 млрд. долл. При этом крупнейшим кредитором является Германия на ее долю приходится 21,1 млрд. долл.
Кредиторы настаивали на обслуживании долга живыми деньгами и в полном объеме, ссылаясь на крайне благоприятную коньюктуру ключевых для России экспортных рынков (в первую очередь углеводородов и металлов), обеспечившую 60-милрд. положительное сальдо торгового баланса. Российская сторона упирала на то, что большая доля внешнеторгового профицита оседает в частных компаниях, а для государства бремя обслуживания советской части госдолга по-прежнему остается достаточна тяжелым – на это уходит четверть федерального бюджета.
Первоначально задумывалось обменять долг на акции крупнейших российских компаний, после разразившегося скандала схему решили пересмотреть. Россия намерена предложить Германии обслуживать долг не валютными платежами в ее бюджет, а рублевыми инвестициями из российского бюджета в перспективные проекты совместных и дочерних немецких предприятий (в том числе и вновь создаваемых), работающих в России. Рассчитываться с немецким бюджетом будут эти предприятия в согласованных объемах.
На территории РФ сегодня работают 1300 германских фирм со стопроцентным германским капиталом и около 900 представительств фирм из ФРГ. По объему прямых иностранных инвестиций в Россию (6,4 млрд. долл.) Германия занимает второе место после США (8,6 млрд. долл.)
Такая схема естественно выгодна России. Во-первых, рубли в казне найти всегда легче, чем валюту. Во-вторых, вместо “мертвого” потока валютных платежей, мы получим “живой” инвестиционный поток в экономике российской, создающий новый спрос, доходы, рабочие места, налоги.
Первоначально, правда, планировалась конвертация в собственность. Страховые компании предлагали инвестировать с некоторой скидкой российские долговые обязательства в российские предприятия сроком на 25 лет и обязались сами вложить дополнительные средства в модернизацию производственных мощностей. Кроме того, в качестве условий такого обмена западная сторона настаивала на предоставлении льгот по налогам на прибыль и на установление меньших пошлин на ввозимое оборудование.