Реформирование территориальных финансов.

Одной из составных частей финансовой системы государства являются территориальные финансы, которые охватывают территориальные бюджеты, (в Российской Федерации - это собственно республиканские в составе РФ, краевые и окружные бюджеты, бюджеты районов, городов, поселков, сельских поселений) и финансы субъектов хозяйствования, используемые для удовлетворения территориальных потребностей.

Через территориальные финансы государство активно проводит социальную политику, предоставляя территориальным властям возможность финансировать муниципальные органы образования, здравоохранения, коммунального обслуживания населения, строительства и содержания дорог. Причем сейчас за счет средств территориальных бюджетов могут финансироваться не только общеобразовательные школы, но и высшие и средние специальные учебные заведения, крупные объекты здравоохранения, мероприятия по внутренней безопасности, правопорядку, охране окружающей среды и др.

Основной частью территориальных финансов являются территориальные бюджеты – одни из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Развитие и контроль территориальных бюджетов является неотъемлемой и значимой частью финансов. В современных условиях все в большей степени территориальные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие производственной и непроизводственных сфер на подведомственных территориях.

Территориальные финансы СССР.

В СССР территориальными финансами управляли местные финансовые органы (краевые, областные, окружные, городские и районные финансовые отделы). К тому же в состав функций Министерства финансов СССР входил контроль и управление финансами союзных и автономных республик.

Функции местных финансовых органов и финансовых органов в союзных и автономных республиках в СССР были схожи. Главная их задача заключалась в составлении проекта бюджета по соответствующей административно – территориальной единице и обеспечении его исполнения. Для этого местные финансовые органы анализировали состояние подведомственного хозяйства и, определяли ожидаемый объем доходов местного бюджета и размер расходов для осуществления плановых мероприятий.

Проекты бюджетов предоставлялись на рассмотрение Совету народных депутатов, который корректировал их и одобрял. После этого местные финансовые органы осуществляли повседневный контроль за точным исполнением бюджетов.

В сегодняшней финансовой системе функции территориальных финансов схожи с функциями местных финансовых органов СССР. Но помимо административно – контрольного управления территориальные финансовые органы должны:

· расширять и укреплять финансовую базу регионов,

· формировать региональные внебюджетные фонды,

· формировать денежные фонды и распределять и использовать эти фонды между отраслями народного хозяйства.

Важное значение имеют территориальные бюджеты в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Через эти бюджеты проходит финансирование 100% общегосударственных расходов на жилищно – коммунальное хозяйство, 85% - на культуру, 84% - на образование, 91% - на здравоохранение, 82% - на осуществление социальной политики, 68% - на сельское хозяйство и рыболовство, 34% - на охрану окружающей среды. К этому следует добавить 24% всех государственных средств, расходуемых на развитие промышленности и, энергетики, строительства.

Перейти на страницу: 1 2


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.