Сущность и понятие займов органов власти субъектов РФ
Самостоятельность региональных органов власти в исполнении своих бюджетов определяется принципами бюджетного устройства РФ. Наряду с единством всех уровней бюджетной системы разделяются полномочия и гласные функции субъектов РФ. В рамках самостоятельности бюджетного устройства органы управления всех уровней имеют право изыскивать источники для финансирования своих бюджетов. В то же время период с 1992 по 1996 г. характеризуется высокими темпами инфляции, значительным спадом производства, непростой политической ситуацией, кризисами на финансовых рынках. В такой ситуации региональные власти могли рассчитывать на:
¨налоговые поступления, но при падении производства они постоянно сокращались. К тому же собираемость налогов - это трудноразрешимая и глобальная проблема;
¨субвенции и дотации из государственного бюджета. В условиях ужесточения центром денежно-кредитной политики и обострения кризиса федерального бюджета на трансферты рассчитывать также не приходилось;
¨банковские кредиты, заимствования у банка отличаются дороговизной и влекло за собой ряд побочных обязательств;
¨продажу муниципальной собственности, но ценное имущество в собственности регионов было последним оплотом их самостоятельности;
¨выпуск векселей. Если говорить о выпуске векселей, то в соответствии с Федеральным законом от 11.03.1997 “О переводном и простом векселе”, он фактически запрещен;
¨продажу облигаций.
Преимущества заимствования на фондовом рынке:
¨удешевление стоимости заемных средств: цена заимствования финансовых ресурсов на фондовом рынке ниже цены заимствования из других источников;
¨диверсификация источников заемных средств: на открытом рынке бумаг эмитент привлекает средства из разных источников (банки, институты инвесторов, прочие юридические и физические лица), что повышает надежность и устойчивость пассивов и снижает зависимость эмитента от традиционного источника ресурсов - банковских кредитов;
¨ликвидация кассовых разрывов: относительная простота регулирования денежных потоков эмитента при выпуске облигаций позволяет сглаживать неравномерность поступлений в доходную часть бюджета;
¨возможность управления ценой заемных ресурсов: агент эмитента по поручению последнего проводит активные операции на вторичном рынке облигаций, что позволяет в среднесрочной перспективе влиять на эффективную процентную ставку по заемным ресурсам;
¨получение дополнительного дохода за счет ценового арбитража на рынке долговых обязательств: проведение агентом эмитента сделок за счет и по поручению эмитента на вторичном рынке облигаций позволяет получить дополнительный доход за счет спекуляции и ценового арбитража.
Муниципальные ценные бумаги - способ привлечения финансовых ресурсов местными органами государственной власти в случае дефицита местного бюджета или на внебюджетные цели путем выпуска долговых ценных бумаг. В то же время муниципальные ценные бумаги в зависимости от эмитента могут подразделяться на субфедеральные ценные бумаги (эмитентом является орган исполнительной власти субъектов РФ) и местные ценные бумаги (эмитентом являются местные органы власти).Кроме того, существенным отличием местных ценных бумаг от субфедеральных является то, что эмитент последних может выходить на внешний рынок. т. е. выпускать еврооблигации.