Практика выпуска субфедеральных займов и их роль в развитии территории

Первые торги агроблигаций состоялись 20 июня 1997 г. Спрос на облигации порою превышал предло­жение в 2 раза. А своего пика рынок достиг в конце лета - начале осени (см. рис. А3). В отличие от механизма реализации ГКО, по агрооблигациям Минфин РФ устанавли­вал единую цену продажи, независимо от инвес­тиционной привлекательности региона, выпустившего эти обязательства. Это связано с тем, что Минфин РФ боялся массового невыполнения регионами своих обязательств, т. к. в конечном итоге погашать облигации пришлось бы ему. В октябре доходность на рынке госбумаг резко возросла, и интерес к агрооблигациям сразу пропал, и Минфин РФ повысил доходность с 30 до 40 % годовых. Но непростую ситуацию на рынке усугубил тот факт, что бумаги экономически развитых регио­нов были уже проданы. И в неликвидах у Мин­фина РФ остались агрооблигации, выпущенные непривлекательными в инвестиционном плане субъектами РФ. Тогда Минфин РФ поднял доходность еще на несколько пунктов до 44 % годовых. Эта мера оживила рынок, но ненадолго: доходность ГКО вновь устремилась вверх, не оставляя агрооблигациям шансов на по­пулярность. Поэтому в настоящее время Минфин РФ осуществляет дивер­сификационный подход к облига­циям, активность покупателей возросла, - в результате Минфину РФ удалось размесить агрооблигаций на 200 млн. руб.

В начале проекта многие эксперты высказывали предположение, что не все регионы-эмитенты бу­дут в со­стоянии отвечать по своим обязательствам и рынок захлебнется в неплатежах. Так уже в июне 1998 г. ры­нок агрооблигаций вошел в полосу кризиса неплатежей. Вслед за Читинской облас­тью, которая 1.06.1998 г. не смогла погасить первый транш своих облигаций и выплатить купоны по 2-лет­ним и 3-летним траншам, а 8.06.1998 г. Оренбургская область попросила инвесторов не торопить­ся предъявлять к погашению орен­бург­ские агрооблигации, чуть позже к ним присоединилась Тамбовская область.

Таким образом из 40 регионов, которые к сегодняшнему дню должны были расплатиться по агро­обли­гациям, рассчитались 8, из них исполнили обязательства в срок - 4. Не оправдал себя и подход, предло­жен­ный торговым агентом Минфина по агрооблигациям - “МФК - Ренессанс”, который разработал модель кре­дитного рейтинга субъектов РФ. В соответствии с предложенной методикой все регионы-должники были подразделены по сте­пени надежности на 3 группы. Но как показало время, присвоенные рейтинги оказались достаточно условными. Оценка не учитывает особенность выпуска агробумаг - деньги от реализации полу­чает Минфин РФ, а погашать обязательства необходимо регионам. Таким образом, на рынке идет переори­ен­тация приоритетов в отношении обязательств региона. Главным критерием выпуска является степень от­ветственности региональных властей перед своими обязательствами, а не финансовое положение ре­гиона.

Это сказывается в отношении тех регионов, которые занимаю или планируют размещать свои займы на зарубежных рынках. Например, десятидневная задержка с оплатой агрооблигаций могли сто­ить Якутии более 755 млн. долларов, т. к. ранее республика получила кредит на эту сумму в зарубежных банках. Причем, одним из условий кредитного договора было право кредитора требовать долгосрочное пога­шение займа с учетом процентов при неисполнении заемщиком своих обязательств перед какими-либо другими кре­дитора­ми. И хотя для Якутии все закончилось выплатой штрафных санкций, иностранные инвесторы будут с боль­шей осторожностью относиться к региональным займам. Правда инвесторы были готовы к тому, что некоторые регионы откажутся от погашения об­лига­ций. Поэтому крупные операторы “сельского” рынка (банки) заранее создали клуб кредиторов, где прораба­тывались варианты мер воздействия на неплательщи­ков. Для этих целей “МФК-Ренессанс” на­няла автори­тетную международную адвокатскую контору “Клиффорд Чейз”. Пока инвесторы пытают­ся договориться с должниками по-хорошему. С каждым ведется индивидуальная работа, для них разра­батываются графики по­гашения задолженности. Но для 8 регионов дело грозит закончиться судом, а на двух субъектов РФ - Читин­скую область и Еврейскую автономную об­ласть - документы в суд уже поданы.

На сегодняшний день Минфин РФ реализовал 65 % от общей эмиссии. Поэтому регионам, чьи бу­маги остались нереали­зоваными, предстоит погашать свои обязательства Минфину РФ, т. е. государству (рис. А4).

Выпуск агрооблигаций позволил отладить инфраструктуру, которая может быть использована при секьюризации иных региональных долгов. Чтобы успешно развить рынок таких бумаг, надо актив­но при­влекать на него региональных инвесторов. А участие в проекте обеспечило субъектам РФ решение ряда важ­ных задач кратко- и долгосрочного характера:

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.