Практика выпуска субфедеральных займов и их роль в развитии территории
Первые торги агроблигаций состоялись 20 июня 1997 г. Спрос на облигации порою превышал предложение в 2 раза. А своего пика рынок достиг в конце лета - начале осени (см. рис. А3). В отличие от механизма реализации ГКО, по агрооблигациям Минфин РФ устанавливал единую цену продажи, независимо от инвестиционной привлекательности региона, выпустившего эти обязательства. Это связано с тем, что Минфин РФ боялся массового невыполнения регионами своих обязательств, т. к. в конечном итоге погашать облигации пришлось бы ему. В октябре доходность на рынке госбумаг резко возросла, и интерес к агрооблигациям сразу пропал, и Минфин РФ повысил доходность с 30 до 40 % годовых. Но непростую ситуацию на рынке усугубил тот факт, что бумаги экономически развитых регионов были уже проданы. И в неликвидах у Минфина РФ остались агрооблигации, выпущенные непривлекательными в инвестиционном плане субъектами РФ. Тогда Минфин РФ поднял доходность еще на несколько пунктов до 44 % годовых. Эта мера оживила рынок, но ненадолго: доходность ГКО вновь устремилась вверх, не оставляя агрооблигациям шансов на популярность. Поэтому в настоящее время Минфин РФ осуществляет диверсификационный подход к облигациям, активность покупателей возросла, - в результате Минфину РФ удалось размесить агрооблигаций на 200 млн. руб.
В начале проекта многие эксперты высказывали предположение, что не все регионы-эмитенты будут в состоянии отвечать по своим обязательствам и рынок захлебнется в неплатежах. Так уже в июне 1998 г. рынок агрооблигаций вошел в полосу кризиса неплатежей. Вслед за Читинской областью, которая 1.06.1998 г. не смогла погасить первый транш своих облигаций и выплатить купоны по 2-летним и 3-летним траншам, а 8.06.1998 г. Оренбургская область попросила инвесторов не торопиться предъявлять к погашению оренбургские агрооблигации, чуть позже к ним присоединилась Тамбовская область.
Таким образом из 40 регионов, которые к сегодняшнему дню должны были расплатиться по агрооблигациям, рассчитались 8, из них исполнили обязательства в срок - 4. Не оправдал себя и подход, предложенный торговым агентом Минфина по агрооблигациям - “МФК - Ренессанс”, который разработал модель кредитного рейтинга субъектов РФ. В соответствии с предложенной методикой все регионы-должники были подразделены по степени надежности на 3 группы. Но как показало время, присвоенные рейтинги оказались достаточно условными. Оценка не учитывает особенность выпуска агробумаг - деньги от реализации получает Минфин РФ, а погашать обязательства необходимо регионам. Таким образом, на рынке идет переориентация приоритетов в отношении обязательств региона. Главным критерием выпуска является степень ответственности региональных властей перед своими обязательствами, а не финансовое положение региона.
Это сказывается в отношении тех регионов, которые занимаю или планируют размещать свои займы на зарубежных рынках. Например, десятидневная задержка с оплатой агрооблигаций могли стоить Якутии более 755 млн. долларов, т. к. ранее республика получила кредит на эту сумму в зарубежных банках. Причем, одним из условий кредитного договора было право кредитора требовать долгосрочное погашение займа с учетом процентов при неисполнении заемщиком своих обязательств перед какими-либо другими кредиторами. И хотя для Якутии все закончилось выплатой штрафных санкций, иностранные инвесторы будут с большей осторожностью относиться к региональным займам. Правда инвесторы были готовы к тому, что некоторые регионы откажутся от погашения облигаций. Поэтому крупные операторы “сельского” рынка (банки) заранее создали клуб кредиторов, где прорабатывались варианты мер воздействия на неплательщиков. Для этих целей “МФК-Ренессанс” наняла авторитетную международную адвокатскую контору “Клиффорд Чейз”. Пока инвесторы пытаются договориться с должниками по-хорошему. С каждым ведется индивидуальная работа, для них разрабатываются графики погашения задолженности. Но для 8 регионов дело грозит закончиться судом, а на двух субъектов РФ - Читинскую область и Еврейскую автономную область - документы в суд уже поданы.
На сегодняшний день Минфин РФ реализовал 65 % от общей эмиссии. Поэтому регионам, чьи бумаги остались нереализоваными, предстоит погашать свои обязательства Минфину РФ, т. е. государству (рис. А4).
Выпуск агрооблигаций позволил отладить инфраструктуру, которая может быть использована при секьюризации иных региональных долгов. Чтобы успешно развить рынок таких бумаг, надо активно привлекать на него региональных инвесторов. А участие в проекте обеспечило субъектам РФ решение ряда важных задач кратко- и долгосрочного характера: