Концепции мирового развития с учетом экологических ограничений.
В экономическом развитии необходимо принимать во внимание, по крайней мере, два все более явных ограничения:
ограниченные возможности окружающей среды принимать и поглощать, ассимилировать различного рода отходы и загрязнения.
Конечный характер невозобновимых природных ресурсов.
Безудержное развитие техногенного типа мировой экономики привело к возникновению глобальных экологических проблем, каждая из которых способна привести к деградации человеческой цивилизации. Среди этих проблем можно выделить опустынивание, обезлесенье, сырьевую, парниковый эффект, и т.д.
Эти проблемы взаимосвязаны между собой и эта взаимосвязь приводит к возникновению или обострению других. Например, такая сложнейшая мировая проблема как демографическая, порождаемая взрывным ростом населения планет, приводит к резкому увеличению нагрузки на окружающую среду в результате увеличения потребностей людей в продовольствии, энергии, жилье, промышленных товаров. Велика экологическая опасность такой глобальной проблемы, как военная. Война в Персидском заливе 1991 г. с её колоссальными нефтяными пожарами еще раз подтвердила это.
Осознание катастрофичности сложившегося типа экономического развития, конечности природных ресурсов и взаимозависимости всех эколого-экономических процессов на нашей планете явилось важнейшей причиной начала разработки концепций мирового развития.
Большое значение для экологизации мирового сознания сыграли доклады Римского клуба – важным выводом явилось положение о замедлении роста и стабилизации численности населения планеты.
В последние годы появились и так называемые экстремистские экономические концепции. Неспособность добиться радикального изменения в отношениях между экономикой и окружающей средой привела к появлению концепции – экотопии.
Основные направления этой концепции –
возврат к природе простые технологии, отказ от НТП который разрушает окружающую среду. В различных видах экотопии много внимания уделяется нравственному совершенствованию, духовным, нравственным аспектам. Эти концепции лежат в основе программ партий «зеленых» во многих станах. С точки зрения типов экономического развития экотопии во многом связаны с концепцией устойчивого развития. Существует более 60 определений устойчивого развития наиболее распространено определение данное в докладе комиссии Брундтланд:
Устойчивое развитие
– это такое развитие, которое удовлетворяет потребности настоящего времени, но не ставит под угрозу способность будущих поколений удовлетворять свои собственные потребности.
Можно выделить 4-ре критерия устойчивого развития на длительную перспективу. Данный подход основывается на классификации природных ресурсов и динамике их воспроизводства.
- Количество возобновимых природных ресурсов ( земля, лес ) должно по крайней мере не уменьшаться в течение времени.
- Максимальное возможное замедление темпов исчерпывания запасов невозобновимых природных ресурсов (полезных ископаемых) с перспективой в будущем их замены на другие не лимитированные виды ресурсов. (Замена нефти, газа на альтернативные источники энергии – солнце, ветер).
- Возможность минимизации отходов на основе внедрения малоотходных, ресурсосберегающих технологий. Загрязнение окружающей среды (как суммарное, так и по видам) не должно превышать его современный уровень
Эти четыре критерия должны быть учтены в процессе разработки концепции устойчивого развития. Их учет позволит сохранить окружающую среду для следующих поколений и не ухудшит экологические условия проживания
Заключение
Логика развития жизни на Земле определяет деятельность человека как главный фактор, причем биосфера может существовать без человека, но человек не может существовать без биосферы. Сохранить гармонию человека и природы – основная задача, которая стоит перед настоящим поколением. Это требует изменения многих ранее сложившихся представлений о соизмерении человеческих ценностях. Необходимо развитие у каждого человека «экологического сознания», которое будет определять выбор вариантов технологий, строительства предприятий и использования природных ресурсов.
Одна из основных задач современного образования – становление экологического способа мышления. Так правительством РБ в 1991 г. была одобрена Республиканская программа по образованию в области окружающей среды. В ней определены цели и принципы организации экологического образования в области охраны окружающей среды. Важным моментом является тот факт, что приоритетность экологического образования, обязательность введения природоохранных дисциплин во всех учебных заведениях закреплены в законах РБ « Об образовании» и «Об охране окружающей среды». От лозунга « Взять от природы все» необходим переход к лозунгу «Природа наш дом».