Регулирование прав частной собственности

Права собственника: потенциальные и реальные

Владелец контролирует объект собственности. Его прерогатива — определять направление и характер использования объекта, распоряжаться им (продавать, дарить, завещать и др.).

Вместе с тем возможности, права владельца всегда определенным образом ограничиваются. На рис. весь сектор (стрелка в гори­зонтальном положении) — это потенциальные права владельца. Реальное положение вещей складывается таким образом, что в горизонтальном положении стрелка никогда не находится: с одной стороны, общество, используя государство, всегда ограничивает права собственника, а с другой — нередко сам собственник сознательно ограничивает, уменьшает сектор своих прав на объект. Рассмотрим, в чем состоят цели и суть этих ограничений.

Общественные ограничения

Общество формирует права частной собственности. В результате они всегда меньше тех потенциальных возможностей, которые могли бы быть у частных владельцев. Этого требует совместный или общественный характер экономической деятельности, да и в целом жизни людей. Там, где есть сотрудничество, взаимодействие людей, там не может не быть ограничений, общественных нормативов поведения. Нормально ли будет, если кто-то в своей квартире устроит дерево­обрабатывающую мастерскую, или же, если поклонник тяжелого рока будет по ночам на балконе или лоджии прослушивать записи на полную мощность аппаратуры? Это недопустимо, — скажет нормальный человек, и будет, конечно же, прав. Также недопустимо сбрасывать грязные стоки производства в реку Днепр и другие водоемы, печь пирожки в антисанитарных условиях, осуществлять производство наркотиков и заниматься порнографией, вести недобросовестную конкуренцию, открывать частную школу, не имея для преподавания людей с достаточным уровнем квалификации.

Государство через налоги регулирует формирование доходов, запрещает использовать капитал для некоторых видов деятельности, осуществляет лицензирование в некоторых сферах, устанавливает порядок наследования, разрабатывает нормативы по технической безопасности работ и экологии, порядок привлечения рабочей силы и многое другое. Даже земля, здания, жилые дома, находящиеся в част­ной собственности, могут быть, как показывает мировая практика, закон­ным образом отторгнуты, с выплатой компенсации владельцам, в случае необходимости строительства дороги, трубопровода, новых зданий или сооружений. Поэтому частная собственность не является неприступной крепостью, но ее оберегают, поддерживают и создают условия для нор­мального взаимодействия различных экономических интересов.

Самоограничение прав

Собственник может сам добровольно, без всякого принуждения извне, ограничить свои права на объект собственности. Чем может быть вызвано такое странное, на первый взгляд, поведение собственника, в каких формах оно может осуществляться?

Во-первых, владелец может сдать объект в пользование другому лицу — предприятию или отдельному человеку. Например, могут быть сданы в аренду помещения, оборудование, земля, транспортные средства. Многие люди. имеющие землю в садоводческом или дачном това­риществе, под индивидуальными жилищными постройками, получили ее от государства в неограниченное по времени пользование. Передавая объект в пользование, аренду, владелец, тем самым, отдает и часть своих прав на него. Собственник и пользователь, как правило, заключают между собой соответствующий договор, в котором могут оговариваться и направления использования объекта, однако очевидно, что собственник добровольно лишает себя ряда прав. Мотивы его поведения могут быть разными: если речь идет, к примеру, о передаче государством земли под жилищное строительство, то собственник здесь не преследует цель получения прямой экономической выгоды в виде дохода; если передает­ся в аренду капитал, то это должно приносить собственнику доход в виде арендной платы. Конечно среди подобных операций преобладают те, которые мотивированы экономическими интересами владельца.

Перейти на страницу: 1 2


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.