Реформирование структуры Российских естественных монополий
"Газпром" способен в обозримом будущем стать мощным "локомотивом" экономики России, но лишь в качестве крупной компании (естественной монополии). Его демонополизация означала бы создание благоприятных условий для внешних конкурентов с самыми негативными последствиями не только для "Газпрома", но и для страны в целом.
Реструктуризация "Газпрома" может подорвать позиции России на мировом газовом рынке. Нецелесообразность реструктуризации "Газпрома", в частности, выделения из его состава "Газэкспорта", подтверждается отечественным опытом. Так, в советский период, когда производство, транспортировка и экспортные операции были организационно разделены, Советский Союз выступал "поставщиком до границы". Как только "Газпром" стал вертикально интегрированной структурой, его позиции в борьбе с зарубежными конкурентами резко укрепились.
Существующая организационно-производственная структура и низкая конкуренция со стороны других видов транспорта не способствуют созданию экономических стимулов к повышению эффективности работы железнодорожного транспорта. Не полностью используются мощности по ремонту и развитию производственной базы предприятий железнодорожного транспорта, непосредственно не связанных с осуществлением перевозочного процесса (ремонтных, строительных, машиностроительных и других предприятий). Велики затраты на содержание объектов социальной сферы.
Существуют три концепции реформирования МПС: концепция, предложенная Европейским банком реконструкции и развития; концепция Министерства транспорта РФ; концепция, разработанная самим МПС, так называемая "правительственная".
Сущность последней состоит в том, что из железнодорожного транспорта в целом выделяется сектор перевозок. Он определен как конкурентоспособный и открыт для всех желающих начать здесь предпринимательскую деятельность. Предполагается развивать конкуренцию в этом секторе путем приобретения производственными предприятиями - пользователями услуг железнодорожной сети - собственного подвижного состава, создания грузовых и пассажирских компаний. Все это должно привести к конкурентному снижению транспортных издержек.
Реализация этой концепции включает три этапа:
Первый этап - до 2000 г. - предусматривает создание в системе МПС унитарных грузовых и пассажирских компаний. На этой же стадии из системы МПС должна быть выведена часть заводов, предприятий строительства, сельского хозяйства, объектов жилищно-коммунального хозяйства.
Второй этап - до 2005 г. - налаживание работы пассажирских и грузовых компаний.
Третий этап - после 2005 г. - акционирование пассажирских и грузовых компаний, перераспределение государственных и хозяйственных функций МПС, создание центральной железнодорожной компании.
Но предлагаемая концепция противоречит существующему законодательству, т.к. направлена на дробление железнодорожного транспорта. А в законе "О федеральном железнодорожном транспорте" записано: "Железнодорожным транспорт является единым производственно-технологическим комплексом".
Транспортно-экспедиционная деятельность во всем мире является исключительно прибыльной формой обслуживания клиентов. Цель транспортной экспедиции - в привлечении дополнительных объемов перевозок, предоставлении дополнительных транспортных услуг и ускорении доставки грузов с освобождением грузоотправителей и грузополучателей от большого числа операций. В России же деятельность экспедиторских фирм характеризуется односторонней направленностью - они осуществляют лишь продажу н перепродажу фрахта, то есть железнодорожных тарифов на перевозки. Поэтому в этой области действительно нужны неотложные реформы. Сегодня получение транспортно-экспедиционных услуг фактически подменяется использованием права на скидку, предоставляемую МПС тому или иному экспедитору или грузоотправителю. В результате объемы скидок растут, а объемы перевозок падают.
Естественным монополиям присущ высокий уровень концентрации капитала, который позволяет осуществлять крупномасштабную вертикальную интеграцию процесса производства и реализации товаров и услуг, что обусловливает существенное снижение трансакционных издержек. Поэтому современная российская антимонопольная политика переносит центр тяжести с борьбы с монополиями как хозяйственными организациями, достигшими высокой степени концентрации капитала, на борьбу с злоупотреблениями монопольным положением.