Американская стратегия сейчас (прогноз до 2010 года)
Кому нужна дешёвая нефть? Ответ очевиден, после 11 сентября удачно найденный (в середине 90-х) олигополистический баланс потребителей и поставщиков стал рушится. Цена на нефть меньше 20 долл./бар. Устраивает только запад и никак не может устроить арабов уже плотно сидящих на нефтяной игле. Россия, скажите вы, пока её трогать не будем, пока без неё. Кое – кто уже начал поговаривать о том, что американская экономика не в состояние вылезти из рецессии. Но, бац, несколько самолётов, и ещё большее падение, и опять обвалы. Так как в те месяцы именно авиаперевозки пострадали больше всех. То впоследствии дешевеющая нефть привела к росту акций авиакомпаний в США и в Европе. Плюс рождественские покупки, т. е. потребительская активность осталась высокая, для этого Вашингтон пошёл на снижение кредитов (благо инфляция 2% это позволяет) и сокращения налогов. А так как потребление составляет до двух трети ВВП США, то можно говорить о том, что и Санта Клаус помог экономике. Для американской и европейской экономики низкие цены на энергоносители — одно из необходимых условий для выхода из состояния спада экономики. Более низкие цены на энергию снизят промышленные издержки и могут помочь увеличению прибылей транснациональных корпораций. Именно американцы жёстко указали ОПЕК на по их мнению слишком завышенный коридор 22 – 28 барр./долл. И цена упала до 18 барр./долл. И держалась там, вопреки любым принятым решениям, до тех пор пока в Америки не начался подъём, так кто контролирует ОПЕК…?
Формула стабилизации была найдена: низкая стоимость кредита и дешёвая нефть. Это дало ожидаемый результат, экономика США не только восстановилась, но и пошла вверх. Администрация Дж. Буша сделала вывод, но какой? Об этом чуть ниже…
Сравнительно высокие цены на нефть в целом соответствуют интересам и весьма влиятельных экологических организаций, так как стимулируют экономию нефтепродуктов, а, следовательно, снижение вредных выбросов в атмосферу, определяют вытеснение мазута и бензина экологичным газом, хотя и способствуют стабилизации использования угля и производства атомной энергии, но в целом ориентируют общество на экономию энергии и замену нефтепродуктов новыми, более экологичными энергоносителями, поскольку современная научно-техническая мысль развивается в жестких рамках, заданных ей парадигмой экологического сознания. Вспомним энергетическую политику Европы – это радикальная политика искусственного завышения цен на бензин с целью увеличить использование его альтернатив, поскольку нефтяная зависимость европейских стран в 70-х годах оказалась практически полной, а в США, имевших более слабую энергетическую зависимость, такая политика является умеренной. Поэтому в европейских странах цена на бензин в среднем на 80% состоит из косвенных налогов, а в США - только на 40%. Самые высокие налоги на бензин в Италии, поэтому 1,2 млн. автомобилей в Италии уже газифицированы, а в Германии, где налоги на бензин вдвое ниже, газифицировано всего несколько тысяч.
К 2010 году не менее пятой части американского, четверти европейского, трети японского автомобильного транспорта будет газифицировано. В последней трети первого десятилетия XXI века начнется революция топливных элементов. Уже в 2010 году топливные элементы будут установлены на 5% автомобилей в Европе, США и Японии.
Но пока нефть даёт нам расклад сил такой какой он есть. Пока нефть занимает центральное место в бюджете многих стран – экспортёров. И пока кто – нибудь не внесёт ясность в происходящий передел, до тех пор будут экстренные заседания ОПЕК и уменьшение квот, а потом в обратном порядке. Так как мы видели ОПЕК не контролирует ни коем образом мировой рынок нефти. Пока ещё рынок реагирует на слова, так заявление Джорджа Буша, призвавшего обе стороны прекратить конфликт, в начале апреля уронило стоимость барреля более чем на 1 долл. Рынок воспринял эти слова как свидетельство того, что американцы серьезно настроены установить мир в Палестине. Дальнейшие события конечно вернули цену на отметку 26. Потерю сегмента рынка отмечает и Eurostat: “Доля ОПЕК на нефтяном рынке стран ЕС за период с 1995 года по 2001 год снизилась с 55% до 45%, отмечено в докладе статистического ведомства ЕС Eurostat. Таким образом, за семь лет ОПЕК потеряла в Европе 10% принадлежавшего ей рынка нефти. Поставки нефти из стран ОПЕК в страны ЕС за 2001 г. соответственно снизились до 90,7 млрд. евро со 103,0 млрд. евро в 2000 году.