Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее обусловившие

Ценовый фактор для российского нефтяного комплекса, начиная с 90-х гг. стал, пожалуй, основным в определении стратегии его развития. В 1998 г. он оказал решающее воздействие на принятие решения о практическом дефолте, в 2000-2001 гг., наоборот, способствовал экономическому росту и решению проблемы внешней задолженности страны.

Ключевым в оценке экспортоориентированной модели отечественной экономики, которая, в принципе существовала довольно долго, уходя корнями в историю СССР, стал 1998 г., когда Россия испытала настоящий шок, связанный с резким падением мировых цен на энергоносители (среднегодовая цена нефти снизилась до уровня 12,3 доллара за баррель). Именно в этот период выявилось, что ценовый фактор мирового рынка нефти определяет перспективы, практически всей российской экономики. Естественно, в еще большей мере это сказалось на самом нефтегазовом комплексе России. Отошли в прошлое амбициозные проекты, компании занялись сокращением производственных расходов, изменились принципы и масштабы налогообложения и т.д.

1998 год стал для России критическим по динамике топливных цен экспорта, и это сразу же отразилось на макроэкономических показателях страны. За январь-ноябрь 1998 г. экспортные цены на нефть уменьшились на 34%, на нефтепродукты – на 33% (мировая почти на треть). В результате этого суммарная стоимость российского экспорта этих продуктов за год была на 9,3 млрд. долларов ниже стоимости за 1997 г. В ноябре средняя экспортная цена на нефть упала на 45% по сравнению с тем же месяцем 1997г., на нефтепродукты – на 44%.

Российские производители нефти были вынуждены компенсировать эти потери за счет роста физических объемов экспорта (в отличие от стран ОПЕК). Страна не имела иных вариантов нейтрализации ценового кризиса на мировом рынке нефти. За пределы страны было вывезено примерно на 10% больше нефти чем в 1997 г. Нефтяные компании были вынуждены развернуть программу «экспорт за долги», когда для покрытия обязательств перед госбюджетом привлекались внешние кредиты, погашавшиеся экспортом энергоносителей. В результате доля экспорта в добыче нефтяных компаний возросла с 28% в 1997 г. до 34% в 1998 г. Во внутренней политике компаний подобная ситуация выразилась в резком сокращении эксплуатационных расходов, инвестиций, занятости. Рентабельность экспорта стала отрицательной, и это повлекло за собой ряд мер по изменению налоговой политики в нефтяном комплексе и сокращению поддержки экономики России и ее регионов за счет нефтяных доходов. В целом в 1998 г. на экспорт было поставлено 136, 5 млн. т нефти или на 11 млн. т (8,6%) больше, чем в 1997 г. В страны Дальнего зарубежья было поставлено 117, 6 млн. т нефти (рост на 8,3%), в страны СНГ – 18,9 млн. т (рост на 10, 8%).

Как отмечают экспортеры, после того, как биржевые котировки на нефть марки «Brent» в конце 1998 и начале 1999 г. упали ниже уровня 10 долларов за баррель, в последующие пять месяцев они поднялись почти вдвое превысив отметку 19 долларов за баррель. Цена российской нефти сорта «Urals» примерно на 2-3 доллара за баррель ниже, но ценовая динамика была аналогичной.

Последующее повышение цен на нефть было связано, прежде всего, с политикой ОПЕК (на долю ОПЕК приходится 75% мировых запасов нефти, 40% мировой нефтедобычи и примерно 2/3 мирового экспорта нефти и нефтепродуктов).

Страны ОПЕК в 1999 г., придерживаясь строгой дисциплины соблюдения квот, удалили с мирового рынка большое количество избыточной нефти, с целью стимулировать потребителей к сокращению объемов накопленных запасов жидкого топлива. Благодаря последовательной политике ограничения поступления нефти на мировой рынок, странам ОПЕК вместе с примкнувшими к ним Мексикой, Оманом, Норвегией и Россией в 1999 г. удалось добиться повышения в три раза цен на "черное золото".

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.