Динамика экспорта нефти в 1998-2002 гг. и факторы, ее обусловившие

Темпы трубопроводного экспорта нефти российскими компаниями в I квартале 2002 г. достигли исторического максимума в 2,635 млн барр./сут. по сравнению с 2,534 млн. барр./сут. в IV квартале прошлого года. Суммарные отгрузки российской, каспийской и белорусской нефти за пределы СНГ в январе-марте составили 42,26 млн. т против 40,03 млн т в октябре-декабре 2001 г. Снижение тарифов "Транснефти" на прокачку нефти на экспорт с начала февраля позволило отправить за рубеж дополнительные объемы. Стоимость транспортировки в латвийский Вентспилс сократилась на $3,7/т, и, в результате, экспорт составил 1,3 млн. т против запланированных 1,04 млн т.

Сокращение стоимости прокачки нефти в Германию и Польшу на $3,74/т позволило поставить туда близкие к рекордным 3,5 млн т. "Юкос" и ТНК в марте отгрузили из польского порта Гданьск, соответственно, три и одну танкерные партии суммарным объемом 419 тыс. т. Наибольшие объемы сырья были поставлены из России в Германию (18,98 млн. тонн), Италию (17,86 млн. тонн), Нидерланды (14,95 млн. тонн) и Польшу (13,87 млн. тонн). В страны СНГ в январе-ноябре было вывезено свыше 29 млн. тонн нефти на сумму 3188,6 млн. долл.

Подведем итоги.

В период с 1998-2002 гг. в любом случае, можно констатировать достаточно благоприятную для России ситуацию на мировых нефтяных рынках, когда, во-первых, возрастает ее роль как существенного игрока на этих рынках, во-вторых – конъюнктура спроса сулит возможности маневра во внутриэкономической и внешнеэкономической политике. Достигнут некоторый консенсус между федеральным правительством и нефтяными компаниями по поводу «правил игры». Российские нефтяники не выступают единым фронтом по поводу ограничений добычи, но, в целом, они поддерживают правительственные решения.

За исследуемый период суммарный экспорт российской нефти составил 758 млн. т, т.е. увеличился по сравнению с базисным 1998 г. на 48 млн. т. После дефолта 1998 г. основные показатели экспорта возрастают в среднем на 3,5% ежегодно. Вместе с тем, важно отметить наметившуюся тенденцию роста продуктов нефтепереработки в общем объеме экспорта, который, однако, незначителен (0,75%) и не может свидетельствовать о переориентации направленности экспорта с сырьевой на готовую продукцию. Доля нефтепродуктов в общем объеме экспорта нефти на протяжении всего исследуемого периода существенно не меняется и составляет, в среднем, 27,5%.

Возвращаясь к России, отметим, что она впервые продемонстрировала свою готовность к скоординированным с ОПЕК действиям и подтвердила их реально. Второе – Россия стремиться играть все более активную роль на пространстве, неконтролируемом ОПЕК – стран СНГ и некоторых новых нефтедобывающих государств вне этой зоны. Третье – для Росси важна дифференциация цен на нефть на основных мировых рынках. В последнее время подорожание нефти в Европе идет активнее, чем в США. При этом западноевропейские партнеры России обещают компенсировать ей возможное понижение цен на нефть выделением новых кредитных линий.

Подводя итог анализу современных тенденций участия России в мировом, прежде всего, в европейском нефтегазовом бизнесе, можно отметить, что страна постепенно вписывается в глобальные схемы энергоснабжения, не забывая, при этом, и о своих интересах.

Приведенные выше факты свидетельствуют о том, что Россия, как субъект международных отношений на нефтяном рынке, и ее крупнейшие корпорации все в большей мере становятся полноправными участниками «игры». На государственном уровне это выражается в диверсификации контрактов с производителями и потребителями энергоресурсов. На корпоративном – в выходе российских ВИНК за рамки государственных границ, в активном поиске стратегических партнеров за рубежом. В целом, эта тенденция соответствует глобальным геостратегическим интересам России, хотя, очевидно, развитие в данном направлении будет происходить с большими проблемами и противоречиями.

Перейти на страницу: 2 3 4 5 6 7 8 9


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.