Финансовое посредничество и финансовые посредники

Можно выделить следующие выгоды с позиции кредиторов.

Во-первых, посредники осуществляют диверсификацию риска пу­тем распределения вложений по видам финансовых инструментов между кредиторами при выдаче синдицированных (совместных) кре­дитов во времени и иным образом, что ведет к снижению уровня кредитного риска. При отсутствии финансового посредника велик кредитный риск, т. е. риск невозврата основной суммы долга и про­центов. Чистый доход посредника определяется разницей между ставкой за предоставленный им кредит и ставкой, под которую сам посредник занимает деньги, за вычетом издержек, связанных с веде­нием счетов, выплатой заработной платы сотрудникам, налоговыми платежами и т. д.

Во-вторых, посредник разрабатывает систему проверки платежеспо­собности заемщиков и организует систему распространения своих ус­луг, что также снижает кредитный риск и издержки по кредитованию.

В-третьих, финансовые институты позволяют обеспечить постоян­ный уровень ликвидности для своих клиентов, т. е. возможность по­лучения наличных денег. С одной стороны, сами финансовые инсти­туты имеют возможность держать в наличной форме определенную долю своих активов. С другой стороны, для некоторых видов финан­совых институтов государство устанавливает законодательные нор­мы, регулирующие ликвидность. Так, для коммерческих банков через нормативы резервирования законодательно обеспечивается поддержа­ние минимальных остатков денежных средств на счетах в централь­ном банке и в кассе.

Не только кредиторы, но и заемщики получают свои выгоды в результате реализации схемы опосредованного финансирования.

Во-первых, финансовые посредники упрощают проблему поиска кредиторов, готовых предоставить займы на приемлемых условиях.

Во-вторых, при наличии финансового посредника ставка за кре­дит для заемщика при нормальных экономических условиях оказы­вается чаще всего ниже, чем при его отсутствии. Объясняется этот парадокс тем, что финансовые посредники снижают кредитный риск для первичных кредиторов (вкладчиков) и могут устанавливать бо­лее низкие ставки привлечения средств. Эти суммы ставок вместе с издержками посредника оказываются не так велики, чтобы возника­ла необходимость увеличивать ставку размещения выше уровня ставки при прямом кредитовании.

В-третьих, финансовые посредники осуществляют трансформа­цию сроков, восполняя разрыв между предпочтением долгосрочных ссуд заемщика и предпочтением ликвидности кредитора. Это стано­вится возможным благодаря тому, что не все клиенты требуют свои деньги одновременно, а поступление средств финансовому посредни­ку также распределено во времени.

В-четвертых, финансовые институты удовлетворяют спрос заем­щиков на крупные кредиты за счет агрегирования больших сумм от множества клиентов.

Рынки опосредованных заимствований относят к розничным рын­кам. Основными финансовыми посредниками на этих рынках высту­пают: коммерческие банки, взаимосберегательные банки, кредитные союзы, страховые компании, негосударственные пенсионные фонды, инвестиционные фонды, финансовые компании.

Всех финансовых посредников можно подразделить на четыре группы: (1) финансовые учреждения депозитного типа; (2) договор­ные сберегательные учреждения; (3) инвестиционные фонды; (4) иные финансовые организации.

Наиболее распространенными финансовыми посредниками высту­пают учреждения депозитного типа.

В развитых странах их услуга­ми пользуется значительная часть населения, так как выплату дохо­дов по депозитным счетам, как правило, гарантируют страховые ком­пании, надежность которых обеспечивает государство. Привлеченные депозитными учреждениями средства используются для выдачи бан­ковских, потребительских и ипотечных кредитов. Основными инсти­тутами данной группы являются коммерческие банки, сберегатель­ные институты и кредитные союзы.

Коммерческие банки, как правило, предлагают самый широкий спектр услуг по привлечению денежных средств от экономических субъектов, временно располагающих таковыми, а также по предос­тавлению различных займов, кредитов. В силу огромной значимости коммерческих банков в функционировании денежно-кредитной сис­темы государства они являются объектом жесткого государственного контроля.

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.