Государственные кредиты и займы. Управление государственным долгом.
Способы управления гос.долгом:
1) важную роль в управлении гос.долгом играет вторичный рынок гос.облигаций, где обращаются ценные бумаги предыдущих выпусков. Операции на первичном и вторичном рынке осуществляются диллером, среди которых крупные инвестиционные и универсальные банки;
2) погашение займов, выплата процентов по гос.займам за счет бюджетных средств;
3) в ряде стран управление гос.долгом относятся попытки ограничить его рост путем установления лимита, когда гос.долг достигает определенного лимита, ценные бумаги не выпускаются и государство сокращает свои расходы;
4) государство вправе уточнять первоначальные условия займа, касающиеся доходности займа – называется конверсией.
5) часто государство не изменяя доходности облигации превращает краткосрочные обязательства в средние и долгосрочные – это называется консолидацией гос.долга.;
6) способом решения проблемы гос.долга является банкротство, когда государство аннулирует займ или отказывается от его уплаты из-за отсутствия средств.
7) важной задачей государства является достижение оптимальной временной структуры внутреннего госдолга, которая определяется коньюктурой рынка государственных ценных бумаг, динамикой доходности по гос. ценным бумагам с различными сроками погашения, предпочтениями инвесторов и т.д.
Казначейство, под руководством и в составе Минфина РФ, ответственно за определение и ведение регистрации всех существующих долгов и долговых гарантий, как внешних так и внутренних, определяет уровень, состав, время и условия выпуска внешних и внутренних займов, включая эмиссию гос. ценных бумаг.
В последнее время контроль в области эмиссии гос. ценных бумаг и управление внутренним гос.долгом осуществляет Минфин РФ и центробанк.
Гос.долг на 1.01.03г. составляет 110,0млрд.рублей.