Бюджетирование.
1. Понятие, назначение, функция, роли.
2. Технология бюджетирования.
2.1. Структура сводного (мастер) бюджета.
2.2. Основы бюджетирования.
Бюджетирование (как процесс)
- процесс составления финансовых планов и смет.
Бюджетирование (как технология ФП)
– поставленная на регулярную основу система «сквозного» комплексного планирования, контроля и анализа хозяйственной деятельности компании (фирмы). Основной объект бюджетирования
– бизнес как вид деятельности, (например: производство, сбыт), обособленные территориально, технологически или по сегментам рынка.
Бюджет
– финансовый план, охватывающий все стороны деятельности организации, позволяющий сопоставлять все понесенные затраты и полученные результаты на предстоящий год в целом и по отдельным подпериодам.
Функция бюджетирования
– прогнозирование финансового состояния ресурсов, доходов и затрат.
Роль
:
1) Представить всю финансовую информацию.
2) Показать движение денежных средств, финансовых ресурсов, счетов и активов предприятия в максимально удобной форме.
3) Представить соответствующие показатели хозяйственной деятельности в виде наиболее приемлемом для принятия эффективных управленческих решений.
Экономическое назначение:
1) Оценивает финансовое состоятельность отдельных видов бизнеса и финансовую устойчивость всего предприятия.
2) Помогает выбрать наиболее перспективные сферы приложения инвестиций.
3) Позволяет сделать предприятие «прозрачным», следовательно, более привлекательным для инвесторов.
4) Позволяет определить неработающие, неэффективные активы (ЖКХ, социальная сфера).
Принципы:
1) Непрерывное составление и корректировка бюджетов.
2) Унифицированность форматов, процедур и регламентов.
3) Следование постулатам теории финансового менеджмента в сочетании с национальной спецификой.
Объекты бюджетирования.
Делятся на 3 группы.
I. Центры финансовой ответственности. Несут ответственность за все финансовые результаты, составляют все виды основных бюджетов, принятые в организации.
II. Центры финансового учета. Для линейно-функциональной структуры управления. Отвечают только за некоторые финансовые показатели, за доходы и часть затрат (например служба сбыта).
III. Места возникновения затрат. Отвечают только за расходы, экономию которых можно контролировать и обеспечивать.
Выстраивается финансовая структура. Стоятся бюджеты. Есть 4 основных группы бюджетов:
1. Основные бюджеты (обязательные).
· Бюджет доходов и расходов.
· Бюджет движения денежных средств.
· Расчетный баланс.
2. Операционные бюджеты.
· Бюджет продаж.
· Бюджет запасов готовой продукции.
· Производственный бюджет.
· Бюджет управленческих расходов.
· Бюджет коммерческих расходов.
3. Вспомогательные бюджеты.
· План капитальных (первоначальных) затрат.
· Кредитный (инвестиционный) план.
4. Дополнительные (специальные) бюджеты.
· Бюджет балансовой прибыли.
· Бюджет чистой прибыли.
· Бюджет НИОКР.
· Бюджет технической реконструкции производства.
· Налоговый бюджет.
· Бюджеты отдельных проектов и программ.
Все они обеспечивают составление сводного бюджета прямо или опосредованно.
Мастер-бюджет
– совокупность взаимосвязанных между собой 3-х основных бюджетов компании + набор операционных и вспомогательных бюджетов, необходимых для их составления.
Мастер-бюджет
может быть разработан как для отдельного бизнеса, для центра ответственности так и для предприятия в целом.
Назначение операционных и вспомогательных бюджетов – они обеспечивают увязку натуральных показателей со стоимостными либо определяют наиболее важные пропорции, ограничения, допущения. Их состав определяется руководством предприятия.
Особенность составления операционных бюджетов –отражение затрат различного вида в расчете на единицу стоимости готовой продукции (калькуляция). Желательно произвести деление затрат на переменные и постоянные.
Специальные бюджеты необходимы для уточнений целевых показателей и нормативов для учета местного (регионального) налогообложения. Также должны составляться отчеты об исполнении бюджетов за истекший период. «План-факт» анализ составляется для всех основных бюджетов и некоторых операционных.