Региональные бюджеты
Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов. Они предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
Доходы региональных бюджетов
Собственные доходы региональных бюджетов включают следующие региональные налоги и сборы:
· налог на имущество предприятий; · транспортный налог;
· налог на недвижимость; · дорожный налог;
· налог на игорный бизнес; · налог с продаж;
· региональные лицензионные сборы.
К собственным доходам относятся также доходы от использования имущества, находящегося в собственности субъектов РФ, и доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти субъектов РФ.
Регулирующие доходы региональных бюджетов включают отчисления от федеральных налогов и сборов, распределенных к зачислению в бюджеты субъектов Российской Федерации по нормативам, определенным федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год, а также дотаций, субвенций, субсидий и трансфертов, полученных за счет средств федерального бюджета.
Состав доходов региональных бюджетов характеризует таблица:
Наименование показателя |
Млрд. руб. |
% к общей сумме |
Налоговые доходы – всего |
884,6 |
67% |
Налог на прибыль |
553,6 |
42% |
Налоги на имущество |
88,1 |
7% |
Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы |
89,5 |
7% |
в том числе акцизы |
40,2 |
3% |
Налоги на совокупный доход |
20,5 |
2% |
Платежи за пользование природными ресурсами |
85,9 |
6% |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
46,8 |
4% |
Неналоговые доходы - всего |
82,4 |
6% |
Доходы от имущества |
58,8 |
4% |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов |
1,1 |
0,1% |
Административные платежи и сборы |
2,8 |
0,2% |
Штрафные санкции |
4,9 |
0,4% |
Прочие неналоговые доходы |
14,7 |
1% |
Безвозмездные перечисления |
215 |
16% |
в том числе: от бюджетов других уровней |
202 |
15,3% |
Доходы целевых бюджетных фондов |
132,1 |
10% |
из них: целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации |
32,7 |
2% |
Доходы от предпринимательской деятельности |
8,3 |
1% |
ИТОГО ДОХОДОВ |
1322,4 |
100% |