Местные бюджеты
Местное самоуправление — обязательный компонент демократического государственного строя. Оно осуществляется самим населением через свободно избранные им представительные органы. Для выполнения функций, возложенных на местные представительные и исполнительные органы, они наделяются определенными имущественными и финансово-бюджетными правами.
Финансовой базой местных органов власти являются их бюджеты. Бюджетные и имущественные права, предоставленные этим органам, дают им возможность составлять, рассматривать, утверждать и исполнять свои бюджеты, распоряжаться переданными в их ведение предприятиями и получать от них доходы.
Местные бюджеты — один из главных каналов доведения до населения конечных результатов производства. Через них общественные фонды потребления распределяются между отдельными группами населения. Из этих бюджетов в известной мере финансируется и развитие отраслей производственной сферы, в первую очередь местной и пищевой промышленности, коммунального хозяйства, объем продукции, и услуги которых также являются важным компонентом обеспечения жизнедеятельности населения.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
v формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
v распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
v контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Эти средства проходят через систему местных бюджетов, включающих более 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Доходы местных бюджетов
В основе распределения общегосударственных денежных ресурсов между звеньями бюджетной системы заложены принципы самостоятельности местных бюджетов, их государственной поддержки. Исходя из этих принципов доходы местных бюджетов формируются за счет собственных и регулирующих источников доходов.
Доходную часть местных бюджетов характеризуют данные таблицы:
Наименование показателя |
Млрд. руб. |
% к общей сумме |
Налоговые доходы – всего |
355,9 |
88,9 |
Налог на прибыль |
219,4 |
54,8 |
Налоги на имущество |
38,8 |
9,7 |
Налоги на товары, услуги, лицензионные и регистрационные сборы |
28,2 |
7 |
в том числе акцизы |
9,4 |
2,3 |
Налоги на совокупный доход |
14,1 |
3,5 |
Платежи за пользование природными ресурсами |
29 |
7,2 |
Прочие налоги, пошлины и сборы |
26,2 |
6,5 |
Неналоговые доходы - всего |
22,4 |
5,6 |
Доходы от имущества |
15,8 |
3,9 |
Доходы от продажи земли и нематериальных активов |
0,7 |
0,2 |
Административные платежи и сборы |
0,4 |
0,1 |
Штрафные санкции |
3 |
0,7 |
Прочие неналоговые доходы |
2,4 |
0,6 |
Безвозмездные перечисления |
15,6 |
3,9 |
в том числе: от бюджетов других уровней |
11,8 |
2,9 |
Доходы целевых бюджетных фондов |
3 |
0,7 |
из них: целевые бюджетные фонды субъектов Российской Федерации |
1,5 |
0,4 |
Доходы от предпринимательской деятельности |
3,4 |
0,8 |
ИТОГО ДОХОДОВ |
400,3 |
100% |