Цели и задачи финансового анализа страховой организации.
Финансовый анализ как один из видов экономического анализа используется в аудите в двух аспектах.
Во-первых, как метод познания финансового механизма предприятия, процессов формирования и использования финансовых ресурсов для его оперативной и инвестиционной деятельности. Результатом анализа является оценка финансового благополучия предприятия, состояния его имущества, активов и пассивов баланса, скорости оборота всего капитала и его отдельных частей, доходности используемых средств.
Финансовые оценки бухгалтерских отчетов нужны аудитору как ориентиры, необходимые для выбора правильного решения в процессе аудита.
Осведомленность аудитора вследствие проведенного финансового анализа придает ему уверенность в своих действиях, помогает правильно спланировать проверку, выявить слабые места в системе учета.
Во-вторых, финансовый анализ рассматривается как вид услуг аудитора или аудиторской фирмы. Администрации предприятия, учредителям, собственникам и акционерам нужна полная и обстоятельная информация о финансовом положении предприятия в конце отчетного периода, полученных доходах и их использовании. Такая информация может быть получена в результате проведения комплексного анализа финансовых отчетов по научно-обоснованной методике.
Основная цель финансового анализа – получение нескольких ключевых (наиболее информативных) параметров, дающих объективную и точную картину финансового состояния предприятия, его прибылей и убытков, изменений в структуре активов и пассивов, в расчетах с дебиторами и кредиторами. При этом аналитика и управляющего (менеджера) может интересовать как текущее финансовое состояние предприятие, так и его ближайшие или отдаленные перспективы, т.е. ожидаемые параметры финансового состояния [36].
Цели анализа достигаются в результате решения определенных взаимосвязанных аналитических задач. Аналитическая задача представляет собой конкретизацию целей анализа с учетом организационных, информационных, технических и методических возможностей проведения анализа. Основной фактор при решении аналитической задачи – объем и качество исходной информации. Необходимо аналитическое прочтение исходных данных.
Основной принцип аналитического чтения финансовых отчетов – это дедуктивный метод, т.е. от общего к частному, который должен применяться многократно.
На практике выработаны основные правила чтения (методика анализа) финансовых отчетов: горизонтальный анализ, вертикальный анализ, трендовый анализ, метод финансовых коэффициентов, сравнительный анализ, факторный анализ.
Горизонтальный (временной) анализ – сравнение каждой позиции отчетности с предыдущим периодом.
Вертикальный (структурный) анализ – определение структуры итоговых финансовых показателей с выявлением влияния каждой позиции отчетности на результат в целом.
Трендовый анализ – сравнение каждой позиции отчетности с рядом предшествующих периодов и определение тренда, т.е. основной тенденции динамики показателя, очищенной от случайных влияний и индивидуальных особенностей отдельных периодов. С помощью тренда формируются возможные значения показателей в будущем, а следовательно ведется перспективный, прогнозный анализ.
Анализ относительных показателей (коэффициентов) – расчет отношений между отдельными позициями отчета или позициями разных форм отчетности, определение взаимосвязей показателей.
Сравнительный (пространственный) анализ – это и внутрихозяйственный анализ сводных показателей отчетности по отдельным показателям фирмы, дочерних фирм, подразделений, цехов и межхозяй2ственный анализ показателей данной фирмы в сравнении с показателями конкурентов, со среднеотраслевыми и средними общеэкономическими данными.
Факторный анализ – анализ влияния отдельных факторов (причин) на результативный показатель с помощью детерминированных или стохастических приемов исследования. Факторный анализ может быть как прямым (собственно анализ), т.е. раздробление результативного показателя на составные части, так и обратным (синтез), т.е. соединение отдельных элементов в общий результативный показатель [36].
Основное содержание внешнего финансового анализа, осуществляется партнерами предприятия по данным публичной финансовой отчетности, составляют: