Краткий анализ федерального бюджета на 2004 год
Отсутствие законодательно установленных объемов дополнительных поступлений и расходов федерального бюджета в федеральном законе о бюджете на 2004 год в соответствии с текстовыми статьями не только свидетельствует о недостаточной прозрачности бюджета и бюджетных процедур, но и не позволит осуществить комплексный анализ исполнения данных поступлений и расходов федерального бюджета.
Счетная палата полагает необходимым установить в законопроекте объемы неучтенных поступлений, а также обеспечить законодательное распределение дополнительных расходов федерального бюджета по ведомственной и функциональной структуре расходов бюджетов Российской Федерации.
Ряд статей законопроекта расширяет полномочия Правительства Российской Федерации в ходе исполнения бюджета по сравнению с правами, предоставленными Бюджетным кодексом Российской Федерации.
Особенно это касается статьи 35 законопроекта, нормы которой позволяют отходить от требований Бюджетного кодекса Российской Федерации в части соблюдения ограничений на перемещение бюджетных ассигнований между главными распорядителями, разделами, подразделами и статьями функциональной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации.
При формировании проекта федерального закона "О федеральном бюджете на 2004 год" нарушены нормы 44 статьей Бюджетного кодекса Российской Федерации. Всего из 146 статей законопроекта 28 статей (19 % от общего количества статей) частично или полностью не соответствуют Бюджетному кодексу Российской Федерации.
В законопроекте не зафиксированы макроэкономические показатели, которые в соответствии с Бюджетным кодексом Российской Федерации являются исходными для составления проекта федерального бюджета на 2004 год: объем ВВП, темп его роста и уровень инфляции.
На протяжении ряда лет в федеральные законы о федеральном бюджете на очередной финансовый год включаются нормы, противоречащие действующему законодательству. При этом вместо внесения изменений и дополнений в соответствующие законодательные акты действие этих актов приостанавливается федеральными законами о федеральном бюджете.
Законопроектом, как и в предыдущие годы, предлагается приостановить полностью или частично нормы действующих законодательных актов в связи с отсутствием средств на их реализацию, что, по мнению Счетной палаты, требует более тщательного и взвешенного подхода, так как эффективное исполнение законодательных актов возможно лишь при условии комплексного применения всей совокупности их норм и положений.
Законопроект содержит 34 статьи, нормы которых полностью или частично применялись в соответствии с федеральными законами о федеральном бюджете на 2001, 2002, 2003 годы. При этом отдельные нормы изменяют или дополняют бюджетное и налоговое законодательство Российской Федерации.
Отдельные статьи содержат нормы, затрагивающие сферу действия иного законодательства, не относящиеся к предмету регулирования федеральным законом о федеральном бюджете.
По мнению Счетной палаты, целесообразно привести статьи представленного законопроекта в соответствие с Бюджетным кодексом Российской Федерации и иными актами законодательства Российской Федерации.
Заключение
Как следует из вышесказанного, кратко сущность федерального бюджета заключается в:
· перераспределении средств;
· регулировании экономики;
· обеспечения финансовой дееспособности государства.
Основными принципами бюджета являются:
· плановость;
· единство бюджетной системы;
· разграничение доходов и расходов между уровнями бюджетной системы РФ;
· самостоятельность бюджетов;
· полнота отражения доходов и расходов бюджетов и государственных внебюджетных фондов;
· сбалансированность;
· эффективность, экономность использования бюджетных средств;