Методологические и правовые основы развития лизинга в Украине.

В Украине имеются достаточные экономические предпосылки для развития лизинговых отношений (большая потребность в обновлении производства на фоне кризиса неплатежей, ухудшение условий сбыта продукции, спад производства; наличие потенциаль­ных отечественных и международных лизингодателей и др.). Создалась ситуация, когда одни предприятия имеют готовую для реализации продукцию (машины, оборудование, транспортные средства, вычислитель­ную и другую технику и др.), а другие — потенциаль­ные потребители — не имеют средств для ее приобре­тения. Потребители готовы взять основные средства в аренду, но это не устраивает продавца. Вот здесь и возникает потребность в лизингодателе, который приоб­ретает эту технику и сдает ее в лизинг потребителю.

В условиях высоких ставок на кредиты банков это прак­тически единственная возможность осуществлять тех­ническое переоснащение производства, не имея дос­таточных собственных средств и не привлекая заем­ный капитал.

На первый взгляд, лизинг имущества очень похож на аренду. В законодательных кодексах многих стран лизинг и аренда рассматриваются вместе. В Законе Украины «О налогообложении прибыли предприятий» лизинг отождествляется с арендой. Отдельные виды лизинга действительно напоминают аренду с выкупом, продажу в рассрочку или прокат. Однако по своему экономическому содержанию лизинг существенно от­личается от них.

Лизинг — значительно более сложное и многогран­ное экономическое явление. В нем соединяются опера­ции купли-продажи и аренды, кредита и инвестирова­ния.

Если арендодатель сдает в аренду свое имуще­ство, то лизингодатель (по классической схеме) пе­ред передачей имущества в аренду специально при­обретает его у производителя или другого собствен­ника, при этом часто — по прямому указанию и выбору будущего лизингополучателя. На других на­чалах, чем при аренде, определяются лизинговые пла­тежи — на основании норм амортизации.

Условия их уплаты более гибкие, чем при аренде государствен­ного имущества. При финансовом лизинге срок дого­вора приближается к сроку полной амортизации иму­щества.По окончании действия договора имущество передается лизингополучателю или выкупается им по остаточной стоимости. Тем самым лизингодатель кредитует лизингополучателя в специфической иму­щественной форме.

В отличие от известной в Украине практики прока­та, договоры лизинга заключаются на более длитель­ный срок. Если в случае проката вид арендованного имущества предлагает наймодатель, то при лизинге его выбирает лизингополучатель. Как правило, на момент заключения лизингового соглашения объекты лизинга еще не являются собственностью лизингодателя. В прокат предоставляются вещи для индивидуального или группового употребления без получения арендато­ром прибыли от них, а при лизинге — основные средства, предназначенные для производства продук­ции или услуг.

В связи с тем, что лизингополучатель сыграет определяющую роль в выборе объекта лизинга еще на стадии его купли-продажи и объект финансового ли­зинга «обречен» перейти в собственность лизингопо­лучателя, то последний несет риск случайного уничто­жения или повреждения (порчи) объекта и расходы на его содержание (эксплуатацию, техническое обслужи­вание, ремонт).

Для современного этапа развития лизинга в Украи­не характерно предоставление техники в лизинг в комплексе с обязательствами по ее сервисному обслу­живанию, обучению персонала, предоставлению ли­цензий, патентов, «ноу-хау», сопутствующих техноло­гий и др.

В Законе Украины «О лизинге» объектом лизинга определено любое имущество, принадлежащее к ос­новным средствам производства, в том числе продукция государственных предприятий, кроме:

имущества, запрещенного к свободному обороту на рынке;

объектов аренды государственного имущества, оп­ределенных в ст.4 Закона Украины «Об аренде государ­ственного имущества», кроме отдельного индивиду­ально определенного имущества государственных пред­приятий. То есть не могут быть объектами аренды целостные имущественные комплексы государствен­ных предприятий, организаций и других структурных подразделений;

Перейти на страницу: 1 2 3 4


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.