Методологические и правовые основы развития лизинга в Украине.
земельных участков;
других природных объектов.
В проекте нового Гражданского кодекса Украины нет определения объекта лизинга. Вместо него в п.2 . ст.858 предложено следующее определение предмета договора лизинга: « . любые непотребительские предметы, используемые для предпринимательской деятельности, за исключением земельных участков и других природных объектов».
В Законе Украины «О лизинге» предусмотрен особый порядок лизинга государственного имущества:
оно может быть объектом лизинга только по согласованию с органами, осуществляющими управление эти имуществом. Порядок согласования устанавливается Кабинетом Министров Украины.
В частности, по соглашению с Фондом государственного имущества Украины должен осуществляться лизинг государственного имущества, переданного в аренду, и имущества государственных предприятий, находящихся в процессе приватизации.
По классической схеме в лизинге принимают участие три стороны: производственник или собственник имущества — продавец, покупатель — лизингодатель и потребитель — лизингополучатель.
В качестве лизингодателей чаще всего выступают лизинговые компании, промышленные и финансовые фирмы и организации. Промышленные общества и компании, занимающиеся лизингом, чаще всего являются или филиалами известных фирм — производителей техники, или независимыми организациями, созданными такими фирмами-производителями.
В Законе Украины «О лизинге» лизингодатель определен как субъект предпринимательской деятельности, в том числе банковское или небанковское финансовое учреждение, которое передает в пользование имущество по договору лизинга.
В действующем украинском законодательстве лизингополучатель рассматривается как субъект предпринимательской деятельности, который получает в пользование имущество по договору лизинга.
Факторы сравнительной эффективности лизинга.
К преимуществам лизинга для потребителя можно отнести:
— возможность избежать привлечения кредитов для приобретения техники из других источников финансирования.
Таким образом, появляется возможность использовать эти источники для других нужд, а следовательно, увеличить общий объем поступления инвестиций;
— возможность использования собственных средств, сэкономленных за счет замены покупки имущества "лизингом, на другие цели (погашение кредиторской задолженности и др.);
— гибкость лизинговых платежей по сравнению с уплатой задолженности по кредитам. В мировой практике это — возможность определить размеры платежей в зависимости от доходов лизингополучателя и использования лизингового имущества, возможность компенсационного лизинга и др. В Украине действующее законодательство о лизинге не дает возможности реализовать это преимущество;
— отсутствие расходов, связанных с владением имуществом и ведением бухгалтерского учета, особенно в случае применения оперативного лизинга (экономия будет ощутимой, например, при введении в Украине налога на собственность);
— экономию на дополнительных услугах лизингодателя, например сервисном обслуживании, которые стоят меньше, чем такие же услуги других фирм;
— ускоренное освоение объектов лизинга вследствие значительной заинтересованности в этом потребителя и обеспеченную по договорам лизинга помощь специалистов лизингодателя или производителя.
— упрощение доступа к использованию разнообразной, в. частности импортной, новой техники, обеспечение ее сервисного обслуживания;
— сокращение сроков организации производства новой продукции за счет оперативного приобретения в пользование необходимой новой техники, обеспечение ее наладки и сервисного обслуживания и др.;
— уменьшение риска в случае введения производства новой продукции из-за возможности возврата привлеченного для этого по договору оперативного лизинга оборудования;
— использование возможностей партнеров: лизингодателя (в случае снабжения и сбыта), производителя (при фирменном сервисе), банков — кредиторов лизингодателя (в случае необходимости в кредитах) и др.