Процентные расходы федерального бюджета помесячно, %ВВП.

Помесячная динамика кассовых расходов за первые одиннадцать месяцев 2006 года в целом повторяет динамику в 2004 году: в начале года объемы расходов были минимальные, после чего происходило их постепенное увеличение. Динамика непроцентных расходов в 2005 году значительно отличается от предшествующих лет и начала 2006 года, что объясняется переходом к опережающему финансированию расходов, в результате которого расходы по разделу трансфертов внебюджетным фондам в 2005 году производились крайне неравномерно. Финансирование данных расходов практически напрямую ведет к росту кассовых расходов в том же месяце. Поэтому финансирование в сентябре 2005 года трансфертов внебюджетным фондам на весь период до конца года привело к резкому скачку непроцентных расходов. Такая динамика не согласуется с решением повысить равномерность распределения кассовых расходов по месяцам, поэтому в 2006 году динамика непроцентных расходов является более плавной по сравнению со всеми предыдущими годами, но достаточно близка к динамике 2003 и 2004 года.

До 2005 года помесячная динамика расходов оставалась достаточно стабильной, поэтому можно оценить ожидавшиеся значения непроцентных расходов в 2006 году. Отклонения фактических значений расходов от построенных таким образом ожидаемых значений представлены на диаграмме:

Согласно предварительным данным, в январе - ноябре 2006 года показатели исполнения федерального бюджета по доходам оказались несколько хуже результатов аналогичного периода 2005 года. Такая ситуация, однако, объясняется значительными разовыми поступлениями в прошлом году в счет погашения налоговой задолженности НК «ЮКОС», включая налоговые доходы и зачисление в федеральный бюджет трансфертов из бюджетов отдельных регионов. Сопоставимые доходы (без учета поступлений в результате погашения налоговой задолженности) в январе-ноябре 2006 года по сравнению с аналогичным периодом 2005 года увеличились. Основной рост пришелся на таможенные поступления и был вызван благоприятной конъюнктурой на мировых рынках энергоносителей.

В текущем году Минфин России, как и в прошлом году, придерживается политики опережающего финансирования бюджетных расходов, поэтому основная часть расходов четвертого квартала была профинансирована в октябре. Главная цель такой политики – обеспечение более равномерного расходования средств в течение года и предотвращение возникновения пика расходов в ноябре-декабре. Тем не менее, положительные результаты пока ограничены, и динамика непроцентных кассовых расходов в январе-октябре текущего года в целом походила на результаты аналогичного периода 2004 и 2003, хотя и была немного более плавной, а в ноябре наблюдается значительный всплеск расходов.

Процентные расходы федерального бюджета по итогам одиннадцати месяцев были ниже прошлогодних, что вызвано погашением в 2005 и 2006 году значительной части внешнего долга без его рефинансирования. По этой же причине график обслуживания заимствований в текущем году является более равномерным по месяцам.

В первые одиннадцать месяцев 2006 года федеральный бюджет был исполнен со значительным кассовым профицитом. Более двух третей превышения доходов над расходами составили поступления, обусловленные высокими ценами на нефть, которые подлежат перечислению в Стабилизационный фонд в соответствии с правилами его формирования.

По предварительным данным, за одиннадцать месяцев 2006 года доходы федерального бюджета составили 23,1% ВВП, что меньше прошлогоднего уровня на 0,7% ВВП. Однако если исключить дополнительные поступления 2005 года, связанные с погашением налоговой задолженности НК «ЮКОС» , то доходы за десять месяцев этого года превысили бы поступления соответствующего периода прошлого года на 0,5% ВВП.

Рост доходов федерального бюджета, главным образом, объясняется увеличением неналоговых поступлений, включающих таможенные пошлины. Объем неналоговых доходов за рассматриваемый период текущего года превысил аналогичный показатель 2005 года на 0,8% ВВП и составил 9,6% ВВП. Налоговые доходы (без учета дополнительных поступлений от НК «ЮКОС») оказались ниже прошлогоднего показателя на 0,2% ВВП, составив 13,5% ВВП.

В ноябре 2006 года доходы федерального бюджета составили 21,9% ВВП, что на 0,5 п.п. ниже поступлений в ноябре 2005 года, причем сокращение произошло за счет уменьшения налоговых доходов.

Неналоговые поступления в ноябре 2006 выросли по сравнению с ноябрем 2005 года на 0,7 п.п. ВВП, достигнув уровня в 10,3% ВВП, в основном за счет роста таможенных поступлений.

Перейти на страницу: 1 2 3


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.