Экономическое содержание расходов на социальные цели
Детализация бюджетных расходов по экономическим статьям связана с необходимостью усиления контроля со стороны финансирующих и административных органов за их целевым использованием. Этому соответствует принцип постатейного выделения бюджетных средств для конкретного учреждения на основе сметно-финансового обоснования или сметы расходов. Определение объемов бюджетных ассигнований и распределение разнообразных по своему характеру расходов по экономическим статьям осуществляет государственный орган управления в пределах выделенных по бюджету средств на календарный финансовый год.
( См. Приложение 3
– на примере Социальной политики в 2001 году)
Рассмотрим структуру расходов бюджета на социальные цели за 2001-2003 годы. Доля этих расходов в Федеральном Бюджете неодинакова, она составила 16% в 2001 году, 29% - в 2002 и 13%- в 2003. Традиционно, наибольший вес имеют расходы на социальную политику: 9% всего Федерального Бюджета в 2001 году, 22% - в 2002 и 6% в 2003, а также на образование – около 4% в период с 2001-2003 г. Наименьшая доля у расходов на культуру и искусство и СМИ – около 1%.
Непосредственно в расходах на социальные цели наибольший вес также у расходов на социальную политику: 56% в 2001 году, 76% - в 2002 году и 48% в 2003%; образование – 25% в 2001 году, 14% в 2002 году и 31% в 2003; здравоохранение – 12% - в 2001 году, 6% в 2002 и 13% в 2003. Расходы на культуру, СМИ также составляют ничтожную долю всех расходов на социальные цели и колеблются от 2 до 4% .
В бюджете на 2003 год виден рост расходов по всем статьям расходов на социальные цели за счет снижения расходов на социальную политику. Так расходы на здравоохранение в 2003 году составят 13%, на образование –31%, по сравнению с 6 и 14% в 2002 году. ( См. Приложение 1
).
За годы экономических и социальных реформ произошли принципиальные изменения в составе и структуре источников финансирования социально-культурной сферы. Помимо бюджетных ассигнований используются внебюджетные источники, в том числе и средства населения. При этом доля бюджета снижается. Так ассигнования из бюджетов всех уровней на социально-культурные мероприятия в 1997 году составляли 32,2% к общему объему бюджета РФ, в 2000 – 21,8%.
Бюджеты субъектов Федерации и местные бюджеты несут на себе всю массу расходов на социальные цели, и просто вынуждены быть социально-ориентированными. Например, в 2002 году в приоритетном порядке финансировались расходы на содержание учреждений социально-культурной сферы в Тверской области. На эти цели было направлено 93,2% расходов бюджета области.