Таможенные пошлины
Базой определения таможенной стоимости при этом методе могут выступать:
· цена товара на внутреннем рынке
· цена на товары отечественного происхождения
· цена товара, поставляемого из страны-экспортера в третьи страны
· произвольно установленная или достоверно неподтвержденная цена.
Таможенное законодательство РФ устанавливает нормативы времени для определения таможенной стоимости товара. При возникновении необходимости в дополнительном по отношению к данным
нормативам времени декларант может обратиться к таможенному органу с просьбой предоставить ему товар в пользование под залог имущества или гарантию уполномоченного банка в соответствии с порядком предоставления отсрочек по уплате импортных пошлин.
Во всех странах, и в России в том числе, важное значение придают совершенствованию и ужесточению контроля за стоимостью импортируемых товаров, поскольку ее занижение стало главным способом ухода импортеров от уплаты пошлин и НДС.
По оценкам международных экспертов, в 1998 г. таможенная стоимость при импорте в Россию была занижена более чем на 16 млрд. долл. США.
Отечественные эксперты считают, что таможенная стоимость реально занижена как минимум в два раза. Расхождения в оценках вызваны тем, что российская методика отличается от международной. Кроме того, западные экспортеры завышают таможенную стоимость, что позволяет им увеличивать суммы возвращаемого НДС (в Европейском Союзе, как и в России, при экспорте товаров НДС возвращается экспортеру).
Еще один распространенный способ ухода от уплаты таможенных пошлин – контрабанда под видом временного вывоза сырья на давальческой основе с последующим беспошлинным ввозом продуктов его переработки.
Ставки импортных таможенных пошлин дифференцированы прежде всего в зависимости от страны происхождения товара.
Правительство РФ устанавливает базовые ставки ввозимых таможенных пошлин в отношении товаров, происходящих из стран, которым Россия предоставляет режим наиболее благоприятствуемой нации в торгово-экономических отношениях. Эти ставки применяются независимо от страны отправления указанных товаров.
Для товаров, происходящих из стран, которым Россия не предоставила режим наиболее благоприятствуемой нации, и товаров, страна происхождения которых не установлена, ставки импортных таможенных пошлин увеличиваются вдвое.
В отношении товаров, происходящих из развивающихся стран – пользователей схемой преференции России, ставки импортных таможенных пошлин уменьшаются в два раза.
Импортируемые товары из наименее развитых стран – пользователей схемой преференций России вообще освобождены от ввозных таможенных пошлин.
Преференциальный режим – особый льготный экономический режим, предоставленный одним государством другому без распространения на третьи страны. Применяется он в виде:
1. скидок или отмены таможенных пошлин на ввозимые товары;
2. специального валютного режима;
3. льготного кредитования или страхования внешнеторговых операций;
4. предоставления финансовой и технической помощи.
В России преференциальный режим может применяться (восстанавливаться) при условии получения надлежащим образом
оформленного удостоверения о происхождении товаров не позднее чем через год со дня осуществления таможенного оформления.