Состав и структура расходов бюджета
Как уже отмечено выше, расходы разных уровней бюджетов различаются в зависимости от функций, выполняемых разными уровнями власти.
Структура расходов каждого уровня интересна не как математические отношения. Она позволяет судить об устойчивости бюджета; отражает степень реализации концептуальных основ финансово-бюджетной политики, приоритетные направления при финансировании расходов; характеризует уровень отношений федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и так далее.
Система расходов федерального бюджета учитывает все общегосударственные потребности, финансирование которых является исключительной прерогативой государства.
Федеральный бюджет играет определяющую роль в реализации социально-экономической политики, проводимой в стране. Из Федерального бюджета на 100 % финансируются расходы на национальную оборону и на 93 % расходы на фундаментальные исследования. С принятием Налогового Кодекса и Бюджетного Кодекса осуществляется переход к новой системе принципов бюджетного федерализма и иной организации межбюджетных отношений. К принципам бюджетного федерализма можно отнести[4]:
1. Создание трёхуровневой системы бюджетных отношений
2. Равенство (не тождество) бюджетных прав субъектов федерации
3. Самостоятельность каждого бюджета и высокую степень автономии региональных и местных бюджетов
4. Равенство региональных, местных и федеральных интересов, их тесную увязку между собой
5. Прозрачность межбюджетных отношений
Рассмотрим, прежде всего, характеристики федерального бюджета.
Таблица. Структура расходов федерального бюджета РФ за 1995, 1997 и 1999 годы.
Наименование расходов |
1995 год[5] |
1997 год[6] |
1999 год[7] |
Государственное управление |
1,6 |
2,2 |
2,4 |
Международная деятельность |
8,4 |
1,9 |
6,4 |
Национальная оборона |
19,6 |
19,7 |
16,3 |
Правоохранительная деятельность |
5 |
8,8 |
9 |
Фундаментальные исследования и содействие НТП |
2,5 |
2,9 |
2,1 |
Промышленность, энергетика и строительство |
12,6 |
9,4 |
2,4 |
Сельское хозяйство и рыболовство |
3,7 |
3 |
1,6 |
Образование |
3,7 |
3,5 |
3,7 |
Здравоохранение и физическая культура |
1,7 |
2,2 |
1,7 |
Социальная политика |
1,8 |
3,4 |
7,3 |
Обслуживание государственного долга |
9,2 |
14,8 |
29 |
Финансовая помощь субъектам РФ |
12 |
12 |
7,5 |
Расходы целевых бюджетных фондов |
4,8 |
7,8 |
7,7 |
Анализ данных таблицы позволяет сделать следующие выводы. Среди расходов федерального бюджета всё большее место занимают затраты по обслуживанию государственного долга, возникающего при использовании государственного кредита для покрытия дефицита бюджета. За последние несколько лет государственный долг вырос в несколько раз: ещё в 1995 году расходы по его обслуживанию составляли 9,2% от общей суммы расходов бюджета против 14,8% в 1997 году и уже 29% в 1999.