Состав и структура расходов бюджета
Значительно снизилась доля средств, направляемых на финансирование отраслей хозяйства. Так, на промышленность в 1995 году выделялось 12,6% расходов, в 1997 году – 9,4%, а в 1999 году – уже 2,4%, то есть с 1995 года по 1999 финансирование сократилось более чем в 5 раз. Финансирование же сельского хозяйства сократилось в 2 с лишним раза.
Значительно вырос удельный вес расходов на социальную политику (1,8%®3,4%®7,3%). Вместе с тем объём расходов на образование и здравоохранение остаётся неоправданно низким.
Незначительно сократилась финансовая помощь субъектам РФ. Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от среднероссийского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. Цель предоставления субъектам РФ финансовой помощи – выравнивание бюджетной обеспеченности регионов в расчёте на душу населения.
Существуют следующие формы предоставления финансовой помощи:
Дотация – объём денежных средств, выделяемых из одного бюджета другому на покрытие текущих расходов при недостаточности собственных доходов и доходов, переданных в порядке бюджетного регулирования;
Субвенция – средства, выделяемые из одного бюджета другому на определённые целевые расходы.
Трансферты – для выравнивания бюджетной обеспеченности на душу населения, предоставляются из федерального фонда финансовой поддержки (ФФФП).
Располагая информацией о структуре доходов и расходов федерального бюджета, его роли в регулировании бюджетов субъектов РФ, можно приступить к анализу расходов субъектов РФ. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесённых к предметам ведения субъекта РФ[8]. Наряду с расходами, осуществляемыми только частично из бюджетов субъектов Федерации (такие как: поддержка отраслей промышленности, обеспечение правоохранительной деятельности, противопожарной безопасности, расходы на НИОКР и т.д.) существуют расходы, финансируемые исключительно из бюджетов субъектов РФ. К ним относятся[9]:
Обеспечение функционирования органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;
Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;
Проведение выборов и референдумов субъектов РФ;
Обеспечение реализации целевых региональных программ;
Формирование государственной собственности субъектов РФ;
Содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов РФ;
Оказание финансовой помощи местным бюджетам и так далее.
Структура расходов местных бюджетов формируется в зависимости от возможностей их доходной базы, экономического курса федерального правительства РФ и местных органов власти, осуществления определённых целевых программ, возрастания расходов на социальную защиту населения.
За последние годы на местные бюджеты были переложены дополнительные расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, когда до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 % (в Республике Марий Эл, в Удмуртии, в Камчатской, Липецкой и других областях) превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей[10]. Очевидно, что для создания работоспособного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти.
Из общих расходов всех уровней на местные бюджеты приходится:
· 42 % всех расходов на социальную политику;
· 57 % всех расходов на здравоохранение;
· 42 % всех расходов на культуру и искусство;
· 66 % всех расходов на ЖКХ;
· 67 % всех расходов на образование[11].
Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня.
Таблица. Структура расходов бюджета Ступинского района.
Наименование расхода |
По Ступинскому р-ну на 1998 год.[12] |
По Ступинскому р-ну на 1999 год.[13] |
Государственное управление |
4,7 |
4,9 |
Правоохранительная деятельность |
0,4 |
0,4 |
Промышстр. 14 из 29ленность, энергетика и строительство |
0,11 |
0,8 |
Сельское хозяйство |
1,2 |
1,24 |
ЖКХ |
29 |
33 |
Образование |
21 |
21 |
Культура, искусство, кинематография |
2,9 |
3,4 |
Здравоохранение |
14,3 |
14,6 |
Социальная политика |
10,4 |
10,7 |
Прочие расходы |
2,8 |
3,4 |