Принципы планирования и финансирования расходов бюджета.
v Целевой характер использования бюджетных ассигнований. Юридические лица получают средства из бюджета только на основе утверждённого бюджета, причём на заранее обусловленные цели;
v Предоставление бюджетных средств в меру выполнения производственных и других показателей и с учётом использования ранее отпущенных ассигнований. Зависимость бюджетного финансирования от выполненных показателей позволяет финансовым органам осуществлять действенный и эффективный контроль над деятельностью предприятий, организаций и учреждений;
v Безвозвратность бюджетных ассигнований. Предоставление средств без условия их обязательного возврата в государственный бюджет.
Однако помимо безвозвратного бюджетного ассигнования в настоящее время всё шире применяется кредитование предприятий путём выдачи бюджетных кредитов. Проценты по таким кредитам либо не взимаются, либо взимаются по низким ставкам. Бюджетные кредиты выдаются на конкурсной основе по специальным распоряжениям Правительства РФ на выполнение целевых программ развития. Так, на уровне Ступинского района бюджетные кредиты могут предоставляться Главой района в соответствии с Порядком предоставления бюджетного кредита, бюджетных ссуд и муниципальных гарантий, утверждённым решением Совета депутатов от 20,05,1999 года № 217/23. Получатели бюджетного кредита обязаны вернуть бюджетный кредит и уплатить проценты за пользование им в установленные сроки, необходимо также предоставлять информацию и отчёт об использовании бюджетного кредита в органы, исполняющие бюджет. Эти условия вытекают из принципов кредитования, которые едины для любого выдаваемого кредита.
В области бюджетных расходов РФ очень много недостатков. Часто не соблюдается первый принцип финансирования расходов из-за процветания жажды личной наживы у чиновников. Например, при реконструкции детской поликлиники в городе Ступино практически все работы по отделке были переданы московским фирмам, выдающим посредникам за размещённый заказ комиссионные наличными деньгами. При этом заказы могли быть размещены непосредственно в городе Ступино при том же уровне цен, что и в Москве, плюс часть средств вернулась бы в бюджет города в составе налоговых поступлений. Очень широко распространена практика нецелевого расходования бюджетных средств. Не организовано на должном уровне перераспределение расходов в пользу социально незащищённых слоёв общества. Множество проблем связано с тем, что денежные средства, выделенные на определённые цели, проходят слишком много ступеней, прежде чем дойти до места назначения. Как правило, к тому моменту, когда деньги поступают непосредственно на счёт бюджетной организации, остаётся меньше половины той суммы, которая была выделена из бюджета. В современных российских условиях было бы целесообразно некоторые поступления зачислять не в бюджет, а непосредственно на счета бюджетных учреждений. Например, так можно поступить со сбором на образование. За каждым учреждением образования закрепляется определённое количество плательщиков сбора, которые переводят платежи на счёт школы, детского сада или другого учреждения. Плательщик отчитывается перед налоговой инспекцией по уплаченным суммам по действующей схеме, а Управление образования отчитывается в использовании и поступлении бюджетных средств, собрав отчёты всех учреждений просвещения воедино. Надо заметить, что эта мера должна быть временной, так как всё же необходимо руководствоваться принципами бюджетной системы, согласно которым не должно быть привязки определённых доходов к расходам.
Выделение средств из бюджета происходит на основе бюджета – брутто или бюджета – нетто.
На основе бюджета-нетто финансируются расходы в сфере материального производства (поддержка отдельных отраслей экономики, агропромышленного комплекса, жилищно-коммунального хозяйства и т.д.). Основная часть бюджетных средств выделяется приоритетным отраслям экономики, таким как: промышленность, энергетика, сельское хозяйство, транспорт. Часть расходов в процессе их планирования и финансирования выделяется в специальные группы, что связано с разработкой целевых программ (конверсия военного производства, воспроизводство минерально-сырьевой базы). Вторая статья расходов – выплата различных дотаций предприятиям. Необходимость существования финансовой помощи вытекает из сохранения государственного регулирования цен, сохраняются дотации на отдельные виды энергоресурсов и продовольственных товаров, а также по отдельным отраслям, нерентабельность которых явилась результатом использования регулируемых цен и тарифов (жилищно-коммунальное хозяйство, транспортные перевозки).