Некоторые теоретические моменты, касающиеся бюджетного дефицита.
Так как благодаря господину Кейнсу с середины тридцатых годов дефицит государственного бюджета стал применяться в качестве источника возможностей государственного регулирования экономики, в конце двадцатого века не осталось практически ни одной страны, могущей похвастаться отсутствием бюджетного дефицита.
Следует помнить, что какова бы не была мощь фискальной политики, не одна она влияет на величину дефицита госбюджета. Величина дефицита связана с циклическим движением макроэкономики. Это обусловлено прежде всего существованием автоматических стабилизаторов. Ниже приведены данные, иллюстрирующие влияние стабилизаторов на бюджет.
Изменения в бюджете за счет увеличения безработицы и инфляции.(в долларах США 1990 года)[12]
Когда уровень безработицы увеличивается на 1 процентный пункт: |
Государственные расходы автоматически увеличиваются за счет: · пособий по безработице · дотаций на питание · дотаций социальной сфере · дотации здравоохранению Валовое увеличение расходов бюджета + 7 миллиардов долларов |
Государственные налоговые доходы автоматически уменьшаются за счет: · подоходного налога с физических лиц · отчислений с фонда заработной платы · отчислений с оборота Валовое уменьшение доходов –21 миллиард долларов |
Дефицит госбюджета увеличивается на 28 миллиардов |
Когда уровень инфляции увеличивается на 1 процентный пункт |
Правительственные расходы автоматически увеличиваются за счет: · индексации минимальной зарплаты и пенсий · увеличения процентной ставки Валовое увеличение расходов + 15 миллиардов долларов |
Правительственные доходы автоматически увеличиваются за счет: · налогов с юридических и физических лиц Валовое увеличение доходов + 18 миллиардов долларов |
Дефицит уменьшается на 3 миллиарда долларов |
Из вышеприведенных данных можно сделать следующие выводы:
1. Ни законодательная, ни исполнительная власть не обладает полным контролем над величиной бюджетного дефицита.
2. Реальная величина бюджетного дефицита или избытка изменяется как под влиянием фискальной политики, так и под влиянием экономической ситуации в стране.
Дефицит полной занятости
Поскольку второй вывод имеет место быть, нам требуется какой-то другой, более точный индикатор фискальной политики, не зависящий от фазы экономического цикла. Для изучение эффективности фискальной политики реальный дефицит делится на циклическую и структурную составляющие. Циклическая составляющая отражает изменения, вызванные фазой экономического цикла, как-то изменения в налоговых поступлениях и государственных трансфертах. Структурный дефицит отражает влияние фискальной политики. Вместо сравнения реальных расходов и доходов бюджета, при вычисления структурного дефицита сравниваются расходы и доходы бюджета в условиях полной занятости. (Структурный дефицит иногда называют дефицитом полной занятости).