Проблемы субфедеральных займов и рынка субфедеральных облигаций
d) установить жесткий контроль над использованием привлеченных средств в соответствии с утвержденными направлениями;
e) содействовать становлению сети информационно-рейтинговых агентств, осуществляющих комплекс специализированных услуг по сбору, анализу и оценке уровня надежности субфедеральных бумаг;
f) обеспечить разработку методических материалов и указаний по подготовке эмиссии ценных бумаг субъектов РФ;
g) содействовать созданию единого информационного центра по обобщению передового опыта проведения муниципальных займов России и за рубежом;
h) обеспечить свободный доступ заинтересованных лиц ко всем публичным документам и материалам, касающихся выпускаемых займов.
i) для успешного функционирования субфедеральных займов различных уровней необходима еще и развитая инфраструктура. Но региональные рынки пока не очень интересны крупным инвесторам. Количеств бумаг в обороте региональных рынков не превышает 100-200 млрд. руб., а объем размещения бумаг на одном аукционе редко достигает 100 млрд. руб. Размещение облигационных займов значительного объема (свыше 100 млн. руб.) на региональных биржах - практически невыполнимая задача, т. к. даже наличие развитой биржевой инфраструктуры не может компенсировать недостаток в инвестиционных ресурсах регионов. Но размещение небольших объемов эмиссии в регионах - выполнимая задача, что подтверждается большим количеством зарегистрированных выпусков. Но существует другая проблема: чем меньше объем выпуска, тем хуже ликвидность бумаг, что ведет к росту доходности, а это невыгодно для эмитента.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе проделанной работы я пришла к следующим заключениям.
По первой части работы можно сделать выводы, что займы органов исполнительной власти субъектов РФ или субфедеральные займы являются наиболее выгодным источником привлечения средств для финансирования дефицита бюджета или внебюджетных целей в следствии их невысокой цены заимствования и возможности получения дополнительного дохода за счет спекулятивных сделок на вторичном рынке. Законодательная основа выпуска и обращения данного инструмента довольно обширна, но все же недостаточна для его нормального функционирования. Из классификации субфедеральных займов видно, что они делятся на многочисленные группы в зависимости от различных категорий. Но общими задачами все же являются:
¨создание регионального финансового инструмента, обеспечение надежными ценными бумагами;
¨развитие инфраструктуры регионального рынка субфедеральных бумаг;
¨сокращение оттока денежных средств из региона, отработка механизма привлечения средств в местный бюджет;
¨выработка доверия к администрации как первоклассному заемщику;
¨накопление собственного опыта работы с финансовыми инструментами, в организации рекламы, во взаимодействии с негосударственными финансовыми и инвестиционными институтами;
¨обеспечение рекламы своей территории, ее потенциала, ее активного резерва.
Следует отметить, что с выпуском субфедеральных займов тесно связано понятие риска, причем выделяют риск инвестора и риск эмитента. А для предотвращения данных рисков разработаны многочисленные системы гарантий, в большинстве общие для всех субъектов РФ, но отличающиеся по некоторым статьям. Для установления доходности по субфедеральным облигациям существует несколько финансовых индикаторов, а органы власти каждого субъекта РФ вольны выбирать тот или иной вид индикатора, но большинство субъектов РФ связывают свою доходность или со ставкой рефинансирования ЦБ, или с доходностью ГКО. Так же для размещения облигаций выделяют две модели, из которых наибольшей популярностью в России пользуется размещение через аукционные торги. Как уже упоминалось выше, существует множество видов субфедеральных займов, а, следовательно, есть несколько вариантов погашения (выплаты дохода) облигаций, которые зависят от того или иного вида займа.
По второй части работы можно сделать следующие выводы, что наиболее популярными моделями в России являются ГКО-подобные займы, которые по сути носят нецелевой характер и погашаются в денежной форме. Далее идут жилищные займы, характеризующиеся как целевые инвестиционные, погашаемые в денежной или натуральной форме. Более новыми, по сравнению с другими моделями займов, являются: агрооблигации, которые выпускаются субъектами РФ в счет погашения задолженности перед федеральным бюджетом по товарным кредитам; также еврооблигации, которые позволяют мобилизовать более дешевые средства на международном рынке, но существует ряд ограничение по этой модели займов.