Проблемы субфедеральных займов и рынка субфедеральных облигаций
На примере Ярославской области был рассмотрен займ социально-экономического развития, значение его заключается в финансировании социально значимых программ. На примере Оренбургской области рассмотрен ГКО-подобный займ, значение которого для территории заключается в финансировании инвестиционных проектов и покрытии кассовых разрывов и дефицита бюджета.
Хотелось бы отметить, что история рынка субфедеральных займов началась в 1992 г. Но его развитии затруднено нестабильной политической и экономической ситуацией в стране, а также в следствии отсутствия инвестиционных фондов, которые специализировались бы на вложениях в данный вид облигаций. Еще одним сдерживающим фактором является ускоренный рост рынка ГКО. Но все-таки рынок субфедеральных займов находится на 2 месте по надежности, по уровню риска и занимает 1 место по доходности. Характерными чертами развития рынка субфедеральных займов в период 1992-1997 гг. являются: отсутствие четких и грамотно подготовленных инвестиционных планов у эмитентов; низкая ликвидность, следовательно, повышенные риски; неточная оценка финансовых консультантов эмитента текущей экономической ситуации, приводящая к неудачному (невыгодному) займу; “пилотный” характер большинства займов, их кратко- и среднесрочный характер;
К проблемам рынка субфедеральных займов и самого выпуска субфедеральных займов можно отнести:
¨недостаточно разработанная законодательная база;
¨отсутствие стандартов подготовки и регистрации реестра проспектов эмитентов;
¨несогласованность действий федеральных органов управления на рынке ценных бумаг;
¨невозможность прогнозирования на финансовом рынке;
¨отсутствие стандартов раскрытия информации и практики публикации эмитентами информации о ходе и итогах реализации займов, т. е. непрозрачность займа со стороны эмитента;
¨проблемы организации рекламной компании;
¨недоверие населения к инструментам фондового рынка;
¨незначительный инвестиционный потенциал основной массы населения;
¨широкое применение долговых инструментов в качестве средства платежа для погашения бюджетных долгов, которое может привести к тому, что администрация окажется втянутой в круг финансовой “пирамиды”;
Ситуация на рынке субфедеральных займов к сентябрю 1998 г., после кризиса 17 августа, выглядит следующим образом. В следствии замораживание рынка ГКО риски инвесторов, имеющих в своих портфелях долговые обязательства региональных администраций, резко возросли, также резко возросла доходность, а ликвидность облигаций снизилась, что не позволяет инвесторам вывести свои средства из этой группы активов. Банки начали массовую продажу облигаций, а инфляционные опасения заставали их продавать облигации по любым ценам, предложенным немногими покупателями. Таким образом сильно пострадали рынки сравнительно новых эмитентов и рынки, организованные на региональных торговых площадках. Фактически к середине сентября внебиржевой рынок облигаций прекратил свое существование, т.к. никто из участников не способен гарантировать своевременное проведение расчетов по сделкам. Рынок агрооблигаций стал неликвидным, и поэтому Минфин отказался от дальнейшего размещения этих облигаций. Но выход из данной ситуации некоторые администрации субъектов РФ видят в реструктуризации своих займов, что успешно сделала Новосибирская область и Республика Татарстан.
Возможными направлениями по стабилизации и дальнейшему развитию рынка субфедеральных займов могут быть:
¨разработка новых требований к стандартам выпуска и регистрации субфедеральных займов;
¨обеспечение надежных источников получения доходов и погашения облигаций;
¨разработка комплекса организационно-технических мер по развитию целевых инвестиционных займов и предъявление более строгих требований к выпуску нецелевых “спекулятивных” займов;
¨установление жесткого контроля за использованием привлеченных средств в соответствии с утвержденными направлениями;
¨содействие становлению сети информационно-рейтинговых агентств;
¨содействие созданию единого информационного центра по обобщению опыта проведения муниципальных займов в России и за рубежом;
¨создание развитой инфраструктуры рынка.