Финансовая политика государства
. ЗАДАЧА № 1.
На основе изучения бюджетного кодекса Российской Федерации дайте понятие и раскройте содержание бюджетного устройства и бюджетной системы РФ. Раскройте содержание принципов организации бюджетной системы.
РЕШЕНИЕ.
Каждое государство имеет свою организацию бюджетной системы и принципы ее построения, т.е. бюджетное устройство. Правовые нормы, закрепляющие бюджетное устройство, устанавливают виды бюджетов, действующих на территории страны, место и роль каждого из них, принципы их функционирования и взаимосвязи. Эти нормы являются в бюджетном праве основополагающими, поскольку выражают право государственных и административно-территориальных образований на свой бюджет, уровень самостоятельности в его использовании.
Бюджетное устройство Российской Федерации сформировано в соответствии с Бюджетным кодексом РФ от 31 июля 1998 г. N 145-ФЗ (с изменениями от 31 декабря 1999 г., 5 августа 2000 г.), который был принят Государственной Думой и одобрен Советом Федерации 17 июля 1998 года. Раздел I Бюджетного Кодекса «Бюджетное устройство Российской Федерации» устанавливает целый ряд положений, имеющих концептуальное и практическое значение для эффективности бюджетного процесса: структуру бюджетной системы РФ (гл. 3); понятия и виды бюджетной классификации РФ (гл. 4); принципы построения и функционирования бюджетной системы РФ (гл. 5).
Согласно БК РФ все действующие на территории Российской Федерации бюджеты представляют в совокупности определенную систему, которая называется бюджетной системой, которая состоит из бюджетов трех уровней:
первый уровень - федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов;
второй уровень - бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;
третий уровень - местные бюджеты (ст. 10 БК РФ).
Бюджетное устройство страны в первую очередь определяется ее государственным устройством. Если в унитарном государстве бюджетная система состоит из двух уровней — государственного бюджета и местных бюджетов, находящихся в ведении органов местного самоуправления, то для бюджетной системы федеративного государства ( как и Российской Федерации ) характерны три уровня — государственный федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Каждый из бюджетов служит финансовой базой для деятельности соответствующих государственных или местных органов. Так, бюджетная система США включает федеральный бюджет, бюджеты штатов и более 82 тыс. бюджетов местных административно-территориальных единиц (округов, муниципалитетов и др.).[1]
Прежде всего, следует обратить внимание на определение структуры бюджетной системы РФ в регламентации ст. 10 БК. Основное изменение состоит в том, что по сравнению с прежними законодательными актами РФ, в частности с Законом РФ «Об основах бюджетных прав .», в состав бюджетной системы включены бюджеты государственных внебюджетных фондов. Подобное расширительное толкование вводится впервые. Можно сказать, что авторы Бюджетного Кодекса определяют нетто-бюджет, куда включены три уровня бюджетов, и брутто-бюджет — бюджетную систему РФ, состоящую из нетто-бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов. Это представляется далеко не однозначным даже терминологически: в бюджетную систему входят внебюджетные фонды. Очевидно, что, давая такое определение, составители Кодекса желали подчеркнуть возрастающую роль государства в регулировании финансовых ресурсов страны через каналы бюджета. Но стратегически механизм государственного регулирования определяется, в частности, установлением параметров баланса финансовых ресурсов на очередной год и перспективу, в состав которого включаются доходы и расходы внебюджетных фондов.
Можно отметить и определенные разночтения статьи 10 со статьей 13 БК РФ, где прямо говорится:
« …государственный внебюджетный фонд — фонд денежных средств, образуемый вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации .».
Попутно можно отметить, что приводимое в ст. 175 Кодекса определение баланса финансовых ресурсов как баланса всех доходов и расходов РФ, субъектов РФ, муниципальных образований и хозяйствующих субъектов на определенной территории необоснованно не включается в ст. 6 Кодекса «Понятия и термины, применяемые в настоящем Кодексе».
Правовая форма бюджетов всех уровней описывается в статье 11. Согласно ей федеральный бюджет и бюджеты государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме федеральных законов, бюджеты субъектов Российской Федерации и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов разрабатываются и утверждаются в форме законов субъектов Российской Федерации, местные бюджеты разрабатываются и утверждаются в форме правовых актов представительных органов местного самоуправления либо в порядке, установленном уставами муниципальных образований.