Шпаргалка к госэкзамену (экономическая специальность) 2002г.
Тарифно-квалификационные справочники – это сборник нормативных документов, содержащий квалификационные характеристики работ и профессий, группируемые в разделы по производству и видам работ. Разделы справочников:
7. Характеристика работ
8. Должен знать
9. Типичные примеры работ
Тарифная сетка – это совокупность квалификационных разрядов и соответствующим им тарифным коэффициентов с помощью которых устанавливается зависимость зарплаты рабочих от их квалификации.
Тарифные разряды и коэффициенты руководителей и специалистов предприятий и организаций делятся на три категории, отнесение к которым зависит от среднесписочной численности работающих и размера прибыли от реализации продукции.
Гарантированная (тарифная) зарплата каждому работнику находится в прямой зависимости от установленного минимума заработной платы для первого разряда для всех категорий работающих, тарифного коэффициента с увеличением минимума зарплаты соответственно и изменяются тарифные коэффициенты. Тарифные коэффициенты выражают отношение тарифной ставки данного разряда к ставке первого разряда.
Тарифная сетка содержит 23 (28) тарифных разрядов, в т.ч. в производственных отраслях. В ней приводятся: перечень категорий и должностей работников; разряды для рабочих; тарифные коэффициенты для каждого разряда рабочих; разряды для служащих, их тарифные коэффициенты.
12. Этапы стратегического планирования.
Стратегическое планирование – это инструмент с помощью которого формируется система целей функционирования предприятий и объединяются усилия всего коллектива по его достижениям.
Функции стратегического планирования:
13. Распределение ресурсов
14. Адаптация к внешней среде
15. Координация и регулирование хозяйственных процессов
16. Организационные изменения
Этапы:
1. Разработка миссии предприятия (определяются главные цели создания предприятия). Существуют универсальные миссии. Например, поддержание конкрентоспособности предприятия либо получение прибыли, но руководитель предприятия должен таким образом сформулировать цель деятельности предприятия, чтобы она:
- могла служить объединяющей идеей на фирме
- она должна отражать специфику и лицо вашего предприятия, т.е. быть узнаваемой.
2. Изучение среды, в которой находится организация. В результате анализа должна быть построена ТАБЛИЦА SWOT (сила, слабость, возможности, угрозы). SWOT анализ – один из самых распространенных и признанных методов оценки среды предприятия. В рамках метода SWOT предприятие выявляет и оценивает собственные сильные и слабые стороны, определяет возможности и угрозы, содержащиеся во внешней среде.
3. Анализ уровня стратегического потенциала и стратегическая конкурентоспособность предприятия. Любое принятое решение должно быть нацелено на увеличение потенциала. Потенциал – это возможности, которыми может обладать или обладает предприятие и которые могут быть реализованы при определенных условиях (анализ альтернатив и выбор стратегий).
4. Выбирается стратегия развития предприятия.
17. Оценка выбранной стратегии (оценка реализации стратегии).
18. Матричные модели анализа стратегий. Их суть – на основании знаний нескольких переменных, по которым проводится анализ, предлагается вариант стратегии действий предприятия на рынке СЗХ. Матрица «Возможностей по товарам рынка» - представляет собой - все продукты рынка, независимо от того существуют они или прогнозируются) и матрица «Продукт-рынок» - представляет собой классификацию рынков и классификацию продуктов на существующие новые, но связанные с существующими и совершенно новые продукты. Матрица БКГ – в ней для определения перспективного развития предприятия предлагается использовать единственный показатель – рост объема спроса. Модель Мон-Кинси» - преимущество над БКГ заключается в учете наибольшего количества значимых факторов внутренней и внешней среды предприятия.
27. Информационное обеспечение управления.
Информация – это данные, несущие в себе новизну и полезность для работника принимающего решение. Информационная система управления (ИСУ) включает:
13. Технические средства управления (телефон, факс)
14. Техническое обеспечение рабочего места
15. Профессионализм работников аппарата управления и работников сферы производства
16. Общую культуру управленческих отношений
17. Систему документооборота
18. Информация