Шпаргалка к госэкзамену (экономическая специальность) 2002г.
Также выделяют: организационные – цель такого решения, обеспечения движения к поставленной цели перед организацией. Интуитивные – это выбор сделанный только на основе ощущения того что он правильный. Рациональное – зависит от прошлого опыта, принимается после объективного анализа ситуации.
9.Необходимость моделирования при принятии решений. Типы моделей: физическая, математическая, аналоговые.
Существуют следующие причины обуславливающие необходимость использование моделей: - естественная сложность некоторых ситуаций, - невозможность проведения экспертизы в реальной жизни, - все большая ориентация управления на будущее. Различают 3 типа моделей физическая, математическая, аналоговая. Наиболее распространенная аналоговая модель графики, диаграммы, схемы (организационная схема управления). Суть модели – она представляет исследуемый объект аналогом, который ведет себя как реальный объект.
Основные этапы построения моделей: - постановление задачи, наиболее важный этап, т.к. определяется правильность или адекватность модели в будущем, - построение модели, выполняют специалисты в области математического программирования, расходы на построение модели должны быть ниже , чем доходы от ее реализации. Модель должна быть психологически воспринята управленцами, следовательно не должна быть слишком сложной, проверка модели на достоверность (статистическая), с помощью статистических критериев, обычно используются корреляционно-регрессионные модели, - апробация ( сопровождение модели), программное обеспечение нужно максимально приблизить к производству. Процесс разработки очень дорогой, - приближение к производству, иногда на сопровождение может уйти в 2-3 раза больше денежных единиц, чем на программный продукт., - этап создание атмосферы благоприятствующей использованию программ. Это осуществляется в форме презентаций, на которые привлекаются руководители тех структурных подразделений, которые должны и могли использовать программу. Цель презентации – максимально популярно и просто изложить сущность работы модели и ее структуру. Нельзя накручивать собственную значимость, акцентрируя внимание на сложности продукта.
13. Содержание и значение бизнес-плана.
В условиях командной экономики (раньше) на каждом предприятии ежегодно разрабатывались техпромфин планы, которые планировали показатели деятельности всех подразделений предприятия, координировалась их деятельность. Методика планирования была достаточно длительное время прогрессивной и эффективной (только плановики были конкурентоспособными с зарубежными предприятиями)
С переходом к рынку изменился уровень разработки отдельных плановых решений, расширилась зона планирования у промышленности, предприятий фирм, а плановая деятельность отраслевых и государственных органов существенна сузилась. Результатом стал новый вид планирования- «бизнес-план» - это старый техпромфин план + анализ рынков и обоснование объемов производства и реализации продукции.
Цель бизнес-плана – улучшение эффективности функционирования предприятия, а следовательно рост прибыли или сокращение убытков.
Бизнес-план. резюме. 1 .План маркетинга (рынки сбыта, спрос, конкуренты). 2. План производства (технологии, оборудование, инструменты, площадь, транспорт, контроль качества). 3. Инвестиционный план (необходимость инвестирования, размер инвестиций, источник инвестиций). 4. Организационный план (организационная структура управления, расходы на аппарат управления, должностные лица).5. Юридический план (организационно правовая форма, документы: устав, лицензии, патент). 6. Финансовый план (ликвидность, рентабельность и др.). оценка рисков деятельности.
Бизнес-планы (по цели): для реструктуризации, для изготовления форм собственности, на повышения финансового состояния, без привлечения внешних инвестиций, с привлечением внешних инвестиций.
Бизнес=план (по степени укрупнения): бизнес-план в целом, бизнес-план отдельных подразделений, бизнес-план для освоения новых видов продукции или технологии.
8. Процесс принятия решений и факторы, влияющие на него.
Управленческое решение – процесс выбора одной из нескольких альтернатив. Организационное решение – выбор, который осуществляет руководитель. Факторы: 1) личностные связаны с личностными установками руководителя, с непониманием руководством поставленных задач, с плохой эффективностью коммуникативных процессов, неумение персонала определять значимость задач. 2) организационные – наличие межгрупповых конфликтов, кризис ролей, несоответствие ответственности и полномочий, разная степень загрузки рабочих.