Шпаргалка к госэкзамену (экономическая специальность) 2002г.
Два способа мотивации 1 принуждение – нет сильной мотивации, провоцируется агрессивность. 2 побуждение - позволяет вызвать мощную мотивацию к желаемым действиям.
Внешняя мотивация – создана за счет внешних стимулов. Внутренняя мотивация – человек настроен на труд, считая что иначе нельзя. Ожидание – личный прогноз развития событий. Какие усилия затрачу, то и получу. Менеджер должен укрепить уверенность работника, учитывать его ожидание. как повысить самооценку и уверенность в себе женщине
Групповая мотивация. Групповой дух подчиняется преобладающим групповым интересам. В зависимости от удовлетворенности группового сознания в коллективе преобладают групповые и индивидуальные мотивы поведения, что соответствует сплоченности или не сплоченности группы. «Коллектив-команда» - когда гармония общих и индивидуальных мотивов, а на основе их ассимиляция (проблемы коллектива- это личные проблемы).
Способы формирования группового сознания – 1 вера в цель, 2 доверие членов друг другу, 3 оптимальный стиль руководства, 4 участие в управлении. Оценка рабочим трудовой ситуации. Оценка ситуации – высокая удовлетворенность трудовой ситуацией – стремление сохранить ситуацию (если неудовлетворенность, то стремление изменить). Для эффективности мотивации надо: 1 искать неудовлетворенность трудовой ситуацией, 2 создавать стимулы к работе. Дилемма, что поощрять – старания или результат. Старания нужны, но оцениваются субъективно, а результат важен и объективен. Результат нужно вознаграждать, старания поощрять. Россия: вознаграждать материально, поощрять – морально.
24. Разновидности стилей руководства: командно-административный, демократический, пассивно-либеральный.
Стиль руководства – форма, модели, правила, приемы (когда руководитель решает вопрос о выборе системы методов управления). Методы и стиль связаны между собой как содержание и форма. Метод отчасти влияет на стиль, а стиль изменяет результаты метода. Плохой стиль губит хороший метод.
Три типа стиля руководства. 1 авторитарный. Характерные черты- преимущественное использование командных методов, ориентация на задачу или на себя; централизация полномочий; подавление инициативы; жесткий контроль; высокое мнение о себе; навязывание своей воли; устранение неугодных; нетерпимость к критике; грубость, нетактичность, невыдержанность. Достоинства: обеспечивает точность, оперативность выполнения команд. Недостатки: подавляет инициативы, не создает эффективных стимулов к труду, недовольство персонала отношением к нему. 2 демократический стиль руководства. Основные черты: упор на социально-психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, поощрение инициативы, адекватность самооценки, полное информирование, помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность, вежливость. Недостатки: активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации. Достоинств может и не быть если исполнители не хотят или не могут работать творчески. 3 пассивный стиль: бессистемность в применении методов управления; ориентация на себя; не использование полномочий; самотек дел; бесконтрольность подчиненных; уход от принятия решений; бессистемность стимулирования; безразличие к критике, отсутствие заботы о персонале. Достоинства – абсолютная свобода исполнителей. Недостатки – те же что и достоинства. 4 либеральный (пассивный + демократический). Упор на социально- психологические и экономические моменты управления, ориентация на человека, делегирование полномочий, поощрение инициативы, адекватность самооценки, полное информирование, высокая нравственность, широкая гласность , предпочтение поощрениям, забота помощь подчиненным, терпимость к критике, доброжелательность вежливость. Достоинства – создание условий для творческой инициативы, мобилизируются резервы. Недостатки – активность и инициативность работников не всегда ведут к достижению целей организации.
25. Сущность и задачи контроля в системе управления. Принципы эффективного контроля.
Контроль – это процесс обеспечения достижения организацией своих целей. Процесс контроля состоит из установки стандартов, измерения фактически достигнутых результатов и проведение корректировок в том случае, если достигнутые результаты существенно отличаются от установленных стандартов. Этапы контроля: 1 установка параметров подлежащих контролю. 2 измерение параметров организации. 3 обработка проведенных измерений. 4 анализ результатов и внесение корректировок в работу.