Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь)
В ряде американских эмпирических исследований было отмечено, что предпринимателей, имеющих ясную идею продукта или услуги до того, как они решили создать свой бизнес, в четыре раза меньше, чем тех, кто принимается за дело, не имея подобной идеи. И вообще для двух третей организаторов новых фирм побудительной причиной становятся именно негативные стимулы — увольнение, фрустрация, вызванная прежней работой, и т.д. Особенно это характерно для высокотехнологичных венчурных фирм, где такие негативы могут обусловливать более 80% всех случаев ухода специалистов в начинающие бизнесмены, что почти в четыре раза больше соответствующей доли среди предпринимателей нетехнического плана.
Социология рассматривает предпринимательство не как свод абстрактных принципов, а как составляющую конкретных культурно-исторических типов. Последние для социолога различаются по хозяйственным эпохам и специфичны для разных сообществ, будь то Россия или Китай, Германия или Англия, в пространстве которых разворачивается свой особый хозяйственный дух.
В Великобритании, например, в период предпринимательской волны 70-х годов доля «самозанятых» среди представителей этнических меньшинств возросла наполовину и составила к 1982 г. 18% среди мужчин — выходцев из Южной Азии (Индии, Пакистана, Бангладеш) против 14% среди белого мужского населения.
По другим источникам, в 1984 г. эта доля среди индусов и пакистанцев-мужчин составляла около 25%. Еще более разителен контраст в сфере занятости женщин: к самозанятым относились 12,1% женщин индийского, 20,4% пакистано-бангладешского происхождения и только 6,6% женщин белого населения. В США в 1972—1982 гг. негритянский бизнес в сфере услуг возрос на 81%. В 1973—1979 гг. с 8 до 21% увеличилась доля вовлеченных в бизнес кубинских беженцев. В деловую среду было вовлечено до 40% американских китайцев и японцев.
История предпринимательства в Республике Беларусь насчитывает немногим более 13 лет. За этот период произошли значительные изменения в количественном и качественном составе предпринимательских структур, в макроэкономической и правовой среде, государственной политике в области малого бизнеса.
Уровень производительности труда -- больное место белорусской экономики. Низкая производительность определяет низкий уровень оплаты труда на каждом производстве и в целом по стране. Что отрицательно сказывается не только на уровне нашей жизни, но и на развитии всей республики.
Снижение доли промышленного сектора, в том числе по численности занятых, экспертами всех стран расценивается как прогрессивное явление. С такими мерками к предстоящим структурным изменениям надо подходить и нам, тем более что этот сектор работает на дорогом привозном сырье.
Вместо того чтобы делать крен в сторону создания новых рабочих мест, надо прежде всего сокращать устаревшие и проводить преимущественную масштабную модернизацию сохраняющихся рабочих мест. Такой подход определен и в Российской Федерации как базовая составляющая инновационной политики. Естественно, что все модернизировать нельзя. Сокращение рабочих в некоторых отраслях неизбежно. Более того, в переходный период оно может быть весьма ощутимым и даже критическим для политики занятости. Однако экономики всех стран, включая самые развитые, научились "держать удар", развивая и поддерживая всеми возможными средствами так называемое малое предпринимательство, то есть малый, преимущественно частный бизнес. Его доля в ВВП по данным ООН составляет в США 50--52%, Италии -- 57--60%, Японии -- 52--55%, России -- 11%, а в Беларуси -- всего 6,6%.