Социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности (Беларусь)
«Что отрицательного?»: скупка товаров в государственном секторе увеличивает дефицит; непомерное взвинчивание цен на товары и услуги ведет к обнищанию; товары, чаще всего, по завышенным ценам, низкого качества.
Сейчас попробуем свести социально-экономические аспекты предпринимательской деятельности к некоей упорядоченной форме.
Итак, факторы предпринимательства в разрезе социальной и экономической сред:
Стремление людей к улучшению своего благосостояния, расширению круга запросов и потребностей. Желание жить лучше, богаче – естественное стремление человека. Предпринимательская деятельность в различных сферах жизни человека – самый короткий путь к благополучию и процветанию.
Повышение материального и культурного уровня жизни приводит к росту денежных доходов и накоплений, которые можно вложить в «дело» и получить дополнительный доход. Этот фактор способствует расширению предпринимательской деятельности, накоплению капитала и увеличению возможностей предпринимательства в решении крупномасштабных задач, т.е. это уже может перерасти в возможность решения некоторых социальных задач странового характера. Собственное «дело» является одной из форм связи работника (человека) с собственностью (материально-вещественными факторами производства). Социально ориентированная рыночная экономика посредством предпринимательства содержит внутренний потенциал, способный изменить связь человека и средств производства.
Безработица, которая появляется как следствие банкротства или закрытия убыточных государственных предприятий, при расмотрении в определенных условиях и ситуациях, может служить источником квалифицированных кадров для предпринимательской деятельности. Что приведет к снятию социального напряжения в обществе.И, пожалуй самый важный фактор, - человек. Человек , по своей природе и сущности, всегда стремится быть независимым, самодостаточным, самовыразиться, добиться уважения, альтруизма и взаимопомощи. Без «желания» не возможен ни один бизнес, ни одна сделка.
Простая организационная структура, небольшая численность работающих, быстрое принятие решений способствует мобильности производства малых предприятий. Они способны в короткие сроки менять и расширять номенклатуру товаров и услуг, занимать свое место во всех областях экономики, а это значит, что они могут быстро преобразовать страну, улучшить жизнь людей.
Среда передпринимателей складывается, восновном, из среднего класса. Из людей которым есть к чему стремиться и что терять. Нередко к предпринимательской деятельности человека подталкивают сложные обстоятельства, к примеру, потеря работы или неспособность прокормить семью за одну «среднестатистическую» зарплату, увеличение числа предпринимателей намного чаще оказывается проявлением кризиса, и совершенно не говорит о «расцвете». Иногда же он просто хочет ни от кого не зависеть и иметь будущее сделанное своими руками, с гаранитией в завтрашнем дне. Но, естественно, как только будующий «бизесмен» подходит к началу своей деятельности, он начинает понимать, что не все тут зависит от него, от желаний и решимости. Главным фактором влияющим на дальнейшие перспективы, конечно же, выступает государство. Оно контролирует «полет» мысли и все действия. Именно с препятствиями существующими в госучреждениях сталкивается новое предприятие , еще в процессе своего открытия.