Государственное регулирование
Право частной собственности является главной формой индивидуального присвоения благ во всех странах с рыночной экономикой.
7 июля 1992 г. Верховная Рада Украины приняла Закон Украины “О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты Украины”, которым вместо права индивидуальной собственности была внедрена новая форма собственности – “право частной собственности”, которое знаменовало победу приверженцев рыночных реформ. Введение частной собственности, однако , не привело к важным изменениям в перечни объектов права индивидуальной собственности, определенного Законом Украины “О собственности” (в первоначальной редакции) относительно права индивидуальной собственности, что удостоверило свойственность последней всех признаков собственности.
Необходимыми экономико-правовыми признаками для определения сущности частной собственности, как и любой другой существующей формы собственности, прежде всего могут служить: ее объектный состав; ее субъектный состав; объем правомочностей собственника; характер сосуществования частной собственности с другими формами собственности.
Соответственно ст. 13 Закона Украины "О собственности" объектами" права частной собственности (в первоначальной редакции — индивидуальной собственности) являются жилые дома, квартиры, предметы личного пользования, дачи, садовые дома, предметы домашнего хозяйства, продуктивный и рабочий скот, насаждения на земельном участке, средства производства, произведенная продукция, транспортные средства, денежные средства, акции, другие ценные бумаги, а также другое имущество потребительского и производственного назначения (п. 1). Кроме того, объектами права собственности граждан есть произведения науки, литературы, искусства, открытия, изобретения, промышленные образцы и прочие результаты интеллектуальной работы (п. 2).
С правовой точки зрения особой потребности в законодательном закреплении такого детализированного ориентировочного перечня объектов права частной собственности граждан не существует. Тем не менее включение его к Закону Украины "О собственности" сыграло определенную социально-политическую роль в адаптации субъектов гражданских правоотношений к новым отношениям собственности. Поскольку эта цель фактически уже достигнутая, в новом ЦК Украины перечень объектов права частной собственности граждан должен быть сформулирован за обобщающими критериями, а именно: объекты лично-потребительского назначения; объекты производственно-предпринимательского назначения; объекты интеллектуальной работы. В принципе такое имущество может належать субъектам любой другой формы собственности.
В проекте ВР Украины в редакции от 5 июня 1997 г. предложена такая норма: "В собственности физических лиц — субъектов права частной собственности — может находиться любое имущество, за исключением отдельных видов имущества, которые соответственно закону не могут рпинадлежать физическим лицам" (ст. 321). Этот подход к определению объектного состава частной собственности граждан, хотя и отличается от его определения в Законе Украины "О собственности", но имеет свои впечатлительные места, поскольку есть весьма абстрактным, что есть нежелательным явлением для конструирования правовых норм, а также может создавать определенные трудность при применении правовой нормы на практике.
Важной есть норма п. 3 ст. 13 Закона Украины "О собственности" о том, что состав, количество и стоимость имущества, которое может находится в собственности граждан, не ограничивается, кроме случаев, предусмотренных законом. То есть провозглашается принцип: граждане могут иметь в собственности любое имущество, в любом количестве или любой ценности, если законом не установлен непосредственных ограничений. Понятно, что такие ограничения должны иметь исключительный характер, обусловленный соответствующими общегосударственными интересами, международными соглашениями и принципами, условиями предпринимательской деятельности. Формально подобный принцип определенной мерой действовал и относительно личной собственности граждан, объектами которой было преимущественно имущество лично-потребительского назначения. Вместе с тем стоимость этого имущества фактически ограничивалась существующей в социалистической экономике жесткой системой оплаты труда и потребления. Бесспорно, что и в условиях перехода к рыночной экономике должны действовать определенные регуляторы источников благосостояния граждан с целью недопущения резкой дифференциации населения, а затем и деления его лишь на богатых и бедных. Такими регуляторами в современных условиях могут быть, в частности, нормы финансово-налогового законодательства.