Государственное регулирование

Относительно видов имущества, для которых устанавливается специальный порядок обретения гражданами права собственности, то в Дополнении № 2, в частности, отмечаются: огнестрельное охотничье оружие, газовые пистолеты и револьверы и некоторые виды пневматического оружия; памятки истории и культуры; радиоактивные вещества. Такие виды имущества могут быть приобретены лишь при наличии соответствующего разрешения (органов внутренних дел. Министерства культуры, государственных органов по ядерной и радиационной безопасности и т.п.).

Изъятие перечисленных видов имущества из числа объектов права частной собственности граждан отнюдь нельзя рассматривать как ограничение прав собственника, поскольку пребывание такого имущества в собственности граждан наносило бы вред государству, обществу, отдельным гражданам, противоречило бы в многих случаях принципам международного права. Из таких соображений приведенный перечень в будущему может пополняться.

Особым объектом права есть земля. Как известно, в период существования СССР действовал принцип абсолютной государственной монополии на землю. Земля, ее недра, воды и леса составляли исключительно собственность государства и предоставлялись только в пользование. В Декларации о государственном суверенитете Украины такие объекты были провозглашены собственностью ее народа. Соответственно в Земельном кодексе Украины от 18 декабря 1990 г. (в первоначальной редакции) и Законе Украины "О собственности" сформировался новый правовой институт, который устанавливал условия и порядок предоставления земли гражданам в пожизненное унаследованое владение, которое, однако, не приобрел необходимой правовой завершенности в связи с введением Законом от 30 января 1992 г. рядом с государственной коллективной и частной формы собственности на землю. Поэтому к Земельному кодексу Украины 18 марта 1992 г. были внесенные важные изменения и дополнение, которые формально удостоверило полноценность института права частной собственности в Украине.

Земельным законодательством устанавливается специальный правовой режим относительно условий обретения права собственности на земельные участки и осуществление гражданами прав собственника, ограничиваются их размеры, которые обусловлены особенностями такого объекта права собственности и его значением в обществе. Эти особенности состоят в потому, что объектом права собственности есть не земля вообще как физический объект материального мира, а земельный участок как правовая категория с четко очерченными границами. В отличие от других объектов права собственности, относительно которых собственник имеет право осуществлять любые действия (изменять местонахождения, потреблять, даже уничтожать ли портить), земельный участок может использоваться лишь соответственно ее целевому назначению (для сельскохозяйственного производства, застройки и т.п.), собственник не должен наносить ей вреда, уничтожать ли портить ее под страхом применения к нему санкций.

Учитывая общенародные интересы, ограниченность размеров земельных ресурсов границами территории Украины, законодатель предусмотрел определенные размеры земельных участков, которые могут находиться в частной собственности граждан. Так, для ведения крестьянского (фермерского) хозяйства могут передаваться в частную собственность земельные участки, размер которых может не превышать 50 га сельскохозяйственных угодий и 100 га всех земель (ст. 52 Земельного кодекса Украины). Соответственно земельному и приватизационному законодательству гражданам Украины предоставлено право получить безвозмездно в собственность земельные участки таких размеров: до 0,6 га — для ведения личного подсобного хозяйства в границах населенных пунктов; до 0,25 га — в сельских населенных пунктах, до 0,15 га — в

Перейти на страницу: 1 2 3 4 5 6 7


Расходы бюджет

Расходы бюджета, будучи компонентом общей финансовой категории - бюджета - представляют собой затраты, возникающие в связи с выполнением государством своих функций. Эти затраты выражают экономические отношения, на основе которых происходит процесс использования средств централизованного фонда денежных средств государства по различным направлениям.